Катастрофа с опытным первым советским гражданским самолетом

13 февраля 2022, 15:06

Катастрофа с опытным первым советским гражданским самолетом

Катастрофа с опытным первым советским гражданским самолетом

В 1933—1934 годах ХХ века в Советском Союзе развернулись работы по созданию нового поколения самолетов для гражданской авиации. Первым из серии опытных скоростных пассажирских самолетов весной 1935 года на летные испытания вышел самолет ПС-89 (ЗИГ-1), созданный по проекту ранее работавшего в СССР французского авиаконструктора Андре Лявиля
В Центральном государственном архиве Московской области хранятся документы об испытании этой машины в воздухе и причинах произошедшей с ним катастрофы.
Заводские испытания шли удачно, и самолетом ПС-89 (ЗИГ-1) все были довольны, но 29 ноября над Москвой, в районе Хорошевского шоссе за мостом окружной железной дороги произошла катастрофа с гражданским самолетом «ЗИГ-1», находившимся в последнем заводском испытательном полете.

По оставшимся записям сотрудника научно-исследовательского самолетного института Граждвоздухфлота инженера Игоря Ильича Меламеда не был выполнен последний пункт – определение максимальной скорости. На основании этого было сделано предположение, что вероятным режимом перед катастрофой был режим максимальной скорости. Меламед этот режим не мог записать, так как запись производится после того, как скорость установится и несколько секунд будет выдержана, но до этого произошла катастрофа.

По показаниям очевидцев машина неслась с большой скоростью и моторы работали очень громко. Также очевидцами, бывшими вблизи места катастрофы, было установлено, что вначале отлетел хвост. Это подтверждается обследованием Комиссии, так как хвост был найден в самой задней части траектории полета во время катастрофы. Кроме того, только поломкой хвоста можно объяснить весь характер катастрофы.

Во время катастрофы погибли находившиеся на самолете начальник опытного цеха завода имени А. З. Гольцмана А. Н. Сперанский, конструктор самолета Александр Васильевич Кулев, инженер И. И. Меламед, командир экипажа Николай Всеволодович Аблязовский, второй пилот Г. В. Жаркович, борт-механик Н. С. Смирнов.