По следам юных волоколамских храбрецов

20 апреля 2020, 15:33

По следам юных волоколамских храбрецов

В № 11 была опубликована заметка участника Великой Отечественной войны Е. И. Маслова об отряде подростков, которые оказывали сопротивление фашистам в районе села Теряево. Евгений Иванович отметил, что располагает лишь общими сведениями об этих отважных ребятах, их было 12, и обратился к молодежным организациям Волоколамского района с предложением собрать о них достоверную информацию и добиться увековечивания их имён
РАЗБИРАЯ архив районной газеты, я неожиданно нашла в № 153 за 1973 год очерк Н. Новикова, жителя села Теряево, в котором он обстоятельно рассказывает эту историю! Очерк называется «Так это было».
События происходили в конце 1941 года. Шла битва за Москву. Жертвуя своей жизнью, солдаты и мирные граждане преграждали немцам путь к столице. Сколько подвигов видела в эти дни подмосковная земля, пишет Н. Новиков. Свой подвиг совершили и 12 подростков из деревни Стеблево, отстояв свою деревню у немецких поджигателей и вступив с ними в открытый бой.
В ночь на 15 декабря в деревне узнали, что кто-то сильно повредил настил моста через реку Большая Сестра. Движение через мост и по дороге, идущей параллельно шоссе Теряево-Суворово, оказалось парализованным. За месяц оккупации такое случалось часто. Но на этот раз немцев это особенно разъярило. У моста скопилось множество немецкой техники, машин.
Рано утром староста деревни в сопровождении солдат стал обходить дома и выгонять жителей, даже стариков, на ремонт моста.
Люди стали восстанавливать мост. Вдруг на опушке леса появились два всадника. Красноармейцы! Они выехали на дорогу напротив старого барского особняка. Люди и обрадовались и растерялись. В деревне ещё никто не знал, что фашисты потерпели поражение на подступах к Москве, что их гонят на запад.
Немцы открыли стрельбу по всадникам. Одного убили. Второй скрылся. Спустя время со стороны леса заработали наши миномёты. Немцы забегали по деревне, стали строится в боевые порядки. Начальство, видимо, посчитало, что это партизаны, и солдатам отдали приказ прочесать лес. Несколько десятков гитлеровцев, увязая в снегу, цепью пошли по полю. По наступающим немцам открылась стрельба. Они быстро вернулись в деревню. На этом участке, пишет Новиков, организованной обороны у фашистов не было. Внезапный удар наших частей был для них неожиданностью.
Одна группа немцев начала спешно отходить к деревне Высоково. Вторая, пехотинцы, перейдя поле и реку с южной стороны Стеблева, укрылась в деревне Малое Сытьково.
фотография сейчас недоступна
Стеблевцы же высыпали на улицу встречать наших – небольшую группу красноармейцев, которую привёл Володя Овсяников, один из бойцов мальчишеского отряда, 17-летний парень, отличавшийся отчаянной смелостью и смекалкой. Был он детдомовцем. За год до войны вместе с тремя ребятами из детдома был направлен на работу в совхоз «Стеблево». В период оккупации на месте остались Овсяников и Саша Крыльцов, тоже боец отряда.
По деревне ходили слухи, что «Овсяха» связан с партизанами. Он пропадал из деревни на несколько суток, потом появлялся.
К исходу этого тревожного дня наши бойцы покинули деревню, перейдя на другой берег реки. Немцы не могли этого не видеть, так что можно было ожидать их возвращения в Стеблево. В это время в пустой деревне местные мальчишки обследовали брошенное немцами хозяйство. В крытом автоприцепе, в длинных стальных ящиках они обнаружили новенькие винтовки. Тут же были и ящики с патронами. Конечно, мальчишки растащили добычу по своим огородам и тайникам на задворках домов. Так за один вечер вооружилось всё юное население деревни.
Автор пишет: «Сейчас, оценивая прошлые события, без преувеличения можно сказать, что огромным счастьем для ребят, крайне неискушённых в жизни, было то, что среди них оказался, хотя и молодой по годам, но более опытный в военном отношении человек – Иван Егорович Володин. Знание солдатской науки, правил ведения боя в обороне, почерпнутых им в период финской кампании, значительно выделяли его из всей деревенской молодёжи. Всё это дало ему право в критический момент взять на себя ответственность за действия целой группы деревенских юношей, буквально на ходу научить их правилам обращения с оружием и начать смертельный бой за свою деревню».
Ранним утром следующего дня возле дома Семёна Никанорова стала собираться молодёжь. Внимание ребят было приковано к Малому Стромилову, где засели немцы. Вдруг послышались возгласы: «Немцы! Немцы!». По улице бежал пожилой мужчина, Виктор Сергеевич Захаров. То, что он был в одних носках, говорило: произошло нечто чрезвычайное. Собравшимся вокруг людям он рассказал, как на рассвете пошёл на реку за водой и столкнулся там с немцами. Они подвергли его допросу: кто остался в деревне, есть ли партизаны.
Сообразив, что неприятель не знает обстановки, Захаров пошёл на хитрость: много, мол, красноармейцев и партизан, больше двухсот. Это, вероятно, совпало с предположениями немцев, потому они отпустили Захарова, стянув с него тёплую одежду. В таком виде перепуганный Захаров и появился в деревне.
Выслушав эту новость, Володин предложил ребятам отбиваться, если немцы всё-таки пойдут на деревню. Ребята одобрили. Володин ещё раз провёл инструктаж. Стали ждать.
И вот на окраине деревни Малое Стромилово, на дороге, ведущей к мосту, показался мотоциклист. Неожиданно для всех Сашка Крыльцов вскинул винтовку и выстрелил. Немец круто развернул мотоцикл обратно. Несколько часов всё было спокойно. Ребята неотрывно следили за дорогой.
Около 11.00 показались немцы - десятка два мотоциклистов. Нервы у ребят были напряжены, но они дружно открыли огонь. Огонь вели из нескольких мест: от дома Никанорова, со стороны барского особняка, от других домов. Гитлеровцы отошли.
Немцы сделали ещё несколько попыток зайти в деревню. Но всякий раз их встречали винтовки отряда Володина. Ночью никто не спал: ждали нового наступления. Однако немцы не пошли, а начали миномётный обстрел. Загорелись три дома.
17 декабря, второй день обороны, прошёл относительно спокойно, лишь несколько раз возникала перестрелка. Тут обнаружилось, что патронов осталось совсем немного. Ребят успокоил Пётр Трофимов: у него за сараем ещё с осени закопано 200 патронов. Ребята снова заняли оборону.
Чем бы закончилось сопротивление стеблевских пацанов гитлеровцам, можно только домысливать. Но дальше произошло чудо – 17 декабря в Стеблево ворвалась группа наших автоматчиков, и вместе со смертельно уставшими от бессонных ночей и напряжения мальчишками они начали уничтожать фашистов. 18 декабря в деревню вошли наши части.
«Таким образом, благодаря мужеству и находчивости деревенских ребят деревня Стеблево была освобождена почти на 4 дня раньше, чем все окружающие её деревни, а главное, все строения, за исключением трёх домов, полностью сохранились», - закончил свой рассказ Н. Новиков.