Как я выжил, будем знать только мы с тобой

29 июня 2020, 11:52

Как я выжил, будем знать только мы с тобой

Как я выжил, будем знать только мы с тобой

Это было в 1970-х
Поглощая километр за километром, по Волоколамскому шоссе спешила машина. Пассажир с напряжением всматривался в пробегающие мимо деревеньки. Судя по всему, он был всем своим существом в прошлом...
Стоял декабрь 41-го. Часть, в которой служил Сулейман Концелидзе из Аджарии, как и тысячи других, защищала подступы к Москве. Ожесточённые бои шли и днём, и ночью. Часто один и тот же населённый пункт за сутки переходил из рук в руки.
В одном из боёв С. Концелидзе был тяжело ранен. Придя в сознание, он увидел, что вместе с другими ранеными лежит в хлеву. Вдруг страшным взрывом вырвало стену хлева. Сулейман чудом остался жив. Он собрался с силами, перебрался через развалины и пополз по снегу, сам не зная, куда. В темноте увидел дом и, не будучи уверенным в том, кто там обитает, всё же решил к нему подползти. Попытался подняться по ступенькам – не смог, упал в снег.
Когда очнулся, перед ним стояла женщина и двое детишек. «Лежи, лежи, тебе нельзя разговаривать», - говорила она ему.
Десять дней Концелидзе боролся со смертью. Заботливые руки хозяйки выходили его. Каждый день она промывала и перевязывала ему раны. Потом Сулеймана переправили в госпиталь. И снова - фронт.
После победы Концелидзе вернулся в родное село Дзенцмани, работал в колхозе. Уже десятилетия отделяли Сулеймана от войны, но он помнил мужество и доброту русской женщины, которая, рискуя своей жизнью и жизнью детей, выхаживала его. Звали эту женщину Матрёна Добрикова, а дело происходило в селе Никольском Волоколамского района.
Сулейман писал ей письма, в которых рассказывал о своей жизни, о семье. Однажды он решил побывать в местах, где воевал. И, конечно, приехал в Никольское. На крыльцо вышла пожилая женщина, в которой Сулейман узнал Матрёну. Они сидели в её старом домике и вспоминали о том, что довелось пережить.