Волоколамский край

Онлайн
трансляция

Яндекс.Погода

вторник, 20 августа

облачно с прояснениями+27 °C

Сейчас в эфире

Первое Подмосковное радио - "Радио-1"

Онлайн трансляция

Миры Юрия Колдаева

06 июля 2019 г., 11:23

Просмотры: 219


Художнику посвящается

15 лет как не стало Юрия Ефимовича Колдаева, камчатского художника, ставшего и нашим, родным, волоколамским, когда он поселился в 1996 году в наших краях. Колдаев скончался 3 июля 2004 года. Прожил 64 года - до обидного мало…

Последняя с ним встреча… Это был весёлый весенний день. Широко распахнулась дверь редакционного кабинета, и в него стремительно вошел Юрий Ефимович. Такое начало обычно предвещает бурю. Но, нет, он заулыбался, а в руках у него была, как выяснилось через несколько минут, - картина, запакованная, кажется, в почтовую  бумагу. Он шумно распаковал картину и, крепко держа её двумя руками, как держат транспарант, вручил мне. Сказал коротко: «Это вам на долгую память. Очень люблю эти «Незабудки». И так же стремительно вышел. Через несколько месяцев его не стало. Он знал, что скоро уйдет. И, как я понимаю сейчас, такая  стремительность и краткость этого обстоятельного и общительного человека объяснялась просто: он собрал последние силы, чтобы быть молодцом.

* * *

«Незабудки» - нежная голубовато-сиреневая пена цветов. Обожаю её, она дарит настроение даже в самый хмурый день. И, конечно, напоминает о разностороннего дарования  художнике, который мог написать камерные «Незабудки», а мог и монументальное историческое полотно «Первопроходец Владимир Атласов».

* * *

Мы познакомились в 1998 году. Художники – самобытный мир. Когда-то в Волоколамске было целое братство профессиональных художников: прекрасный акварелист Сорокин, художник-оформитель Горохов… Человек шесть колоритных, перепачканных «маслом» дядек в фартуках у мольбертов: курят, обсуждают заказы на оформление и свои «вылазки» на этюды и… совершенно буднично выдают неожиданные суждения о живописи.  Их мастерская размещалась на Горвалу, 8. Старейший из художников Владимир Петрович Логунов давал уроки рисования. Я увлекалась тогда историческим костюмом, приносила ему на «суд» эскизы, он раскладывал их на огромном столе и кричал художникам: « Ребята, взгляните!». Потом это  сообщество распалось. Прошли годы и вдруг заговорили, что в Волоколамске поселился профессиональный художник с Камчатки. Юрий Колдаев быстро влился в культурную жизнь Волоколамска. На художественной выставке ко Дню города я увидела его работы. Позвонила… Без церемоний он назначил встречу.

* * *

Дом Юрия Ефимовича, как водится у художников, был и домом, и мастерской. Встретила меня Людмила Григорьевна, супруга,  важный в его судьбе человек. Уже из первой встречи я вынесла ощущение, что эти двое живут миром Юрия Ефимовича, а по-другому с мужчинами-творцами невозможно. Это был тот счастливый выбор спутницы жизни, когда  образ существования художника его супруга приняла не героически-обречённо, а естественно, и для неё всё, чем жил муж, было интересно и важно. «Жена помогает мне тем, что не мешает», - шутил Юрий Ефимович.

Он много рассказывал о Камчатке: чувствовалось, скучал. Вспоминал своих учеников, которых растил в художественной школе Петропавловска-Камчатского. Делился впечатлениями о Волоколамске. Приехав в Волок, он тут же принялся обследовать здешние места, искать натуру, и вскоре у него появились излюбленные уголки. Он был трудягой, жадным до впечатлений, с юмором и самоиронией  человеком. Он относился к породе людей, которые, появляясь где-то, сразу заполняют собой пространство, о которых говорят: его много.

* * *

По  определению лучше всего рассказывают о художнике его картины. Но, перелистывая свои блокноты, нахожу  интересные реплики,  «говорящие» эпизоды, впечатления от картин. Портрет по записям, – почему бы нет!

- Я начал заниматься живописью после попыток фотографировать пейзажи. Вроде бы получалось неплохо. Но на душе была скорбь, будто я похоронил природу. И я стал искать другие способы показать её красоту, - рассказывал художник.

Он нашёл себя в живописи. Окончил Чебоксарское художественное училище и Дальневосточный институт искусств. Его педагогами были воспитанники репинской живописной школы. 

 «Весна на юкольнике», «Авачинский вулкан», «Только лебеди пролетали», «После пурги» - многие картины, посвящённые  Северу, он привёз с собой. Колдаев подарил нам Камчатку, которую любил, исходил вдоль и поперёк.

- История, что проходит через всю мою жизнь и творчество – это освоение Камчатки, землепроходцы, камчадалы – сильные духом, с крепким душевным стержнем люди, - рассказывал он.

Таким человеком был и дед художника, потомственный казак, в семье которого он воспитывался. Старый казак стал прообразом Атласова, героя главной картины Юрия Колдаева.

Художник с огромным уважением относился к коренным жителям Камчатки - этим «природным» людям. Стремился запечатлеть умирающий быт Севера, своеобразие жизни и культуры. Любил рассказывать о своём знакомом - старом аборигене Иване Васильевиче, который отшельником жил на юкольнике и единственный (!) на всю округу держал собак.

- Вы не представляете, как много значила на Севере обычная встреча двух людей! Это радость, новости, человек рядом, - объяснял Юрий Ефимович.

 Он любил писать короткое северное лето. Всё должно успеть вырасти, расцвести, оттого и краски лета неброские. 

- Мои корни – в реалистическом искусстве, - не раз повторял Юрий Колдаев. На вопрос посетительницы одной из его выставок, как он относится к авангардной живописи, почему она ему не интересна, ответил просто: «А вы для души, что купите, кубик или пейзаж? Жизнь многообразнее, чем абстракция!».          

Равнодушен был художник к графике: «В графике нет многообразия жизни, потому что отсечён цвет». 

 - Я не считаю себя только камчатским художником, - говорил он. -  Средняя полоса мне тоже близка. Я часто выезжал работать на академическую дачу имени Репина в Тверскую область. Мне интересны крымские пейзажи. Везде, где я бывал, непременно выходил на этюды. Художник всегда должен быть в форме, «месить» краски.    

* * *

В мае 2003 года в волоколамском кремле прошла последняя выставка художника. «Сиреневое настроение» – так я её назвала для себя. В зале было много живой сирени, может, потому, что выставку он посвятил жене. И на картинах – сирень, петунии, черёмуха… Эффект был бесподобный, будто аромат источали цветы на картинах. Он любил цветы.

И лошадей. Однажды приехал в Козлово на этюды. Вечер, пора уезжать, вдруг появились лошади. На следующее утро – этюдник в руки и в Козлово. Две недели ездил, такое удовольствие было наблюдать и работать.  

Храмы, он много писал их в волоколамский период творчества, писал улочки города, деревню. Одни и те же места в разное время суток и года и в разном состоянии души.

- Бывает, так и не высказался в картине. Но она закончена, и трогать её боязно. Тогда беру и пишу это место опять, -  сказал как-то Юрий Ефимович. Почувствуйте, какие вкусные названия у картин: «Тает пруд», «Рябиновая улица», «Монастырские яблоки». Почитатели Колдаева часто говорили, что его картины дарят ощущение счастья.  А ещё хочется войти в картину и брести. К небесам – таинственным зимней ночью, радостным, с  игривыми облаками золотой осенью, хрустально-холодным в марте. К деревенским домишкам, греющимся на солнце, к  долгожданным первым проталинам, к террасе, где расписная скатерть и флоксы на столе. Хочется постоять под старыми берёзами на спящей улице. Всё это мы перестаём замечать в суете. Художник подарил нам нас. 

* * *  

Есть у Юрия Колдаева почти мистическая картина «Ночь в монастыре». Луна. Небо – ультрамарин. И впечатление, будто окрестный лес освещён не лунным светом, а светом от сияющих в ночи крестов и куполов Иосифова монастыря.

Юрий Ефимович много работал в монастыре, даже жил там некоторое время. Готовил цикл картин о монастырской жизни к следующей выставке. Он планировал устроить её  в 2005 году.

 

Данилова Е. Г.