Яндекс.Погода

воскресенье, 27 сентября

ясно+12 °C

Сейчас в эфире

Первое Подмосковное радио - "Радио-1"

Фронтовые операторы. Бой продолжается

14 сент. 2020 г., 13:21

Просмотры: 1216


4 сентября в Красногорске на Волоколамском шоссе недалеко от Российского государственного архива кинофотодокументов был открыт первый в мире памятник фронтовому кинооператору

Их было 256. Каждый четвёртый погиб, каждый второй получил тяжелое ранение или увечье. С первого дня войны со всех киностудий страны в действующую армию  были призваны кинооператоры, вошедшие в состав фронтовых киногрупп всех фронтов. Отснятые материалы сдавали начальнику киногруппы, потом  отправляли их в Москву. Работали в обойме со штабами армий и дивизий. Операторы снимали не только крупные сражения, но и «рядовые» бои, будни воинских частей и события, происходившие на данном  участке  фронта. Шли на танках, поднимались в небо, спускались в партизанские подземелья, выходили в море и «с «лейкой» и блокнотом, а то и с пулемётом первыми врывались в города».

Операторы были полноценными участниками боёв, вооружёнными автоматом или пистолетом, но по существу -  были безоружными, ведь во время боя кинооператор держал в руках кинокамеру, а всё его внимание было устремлено на происходящее. Недаром фронтовых хроникёров называли солдатами с кинокамерой. Это были бесспорно отважные люди, остававшиеся, несмотря на трагизм реальности, художниками: искали кадр, ракурс, свет…

Их глазами мы видим сейчас эпоху, эпоху двух мировых войн. Они оставили нам бесценное свидетельство времени – кинохронику.  Самое честное, а, может, единственно честное свидетельство времени. В сводках, мемуарах, газетных репортажах  можно было слукавить или поддаться  личным впечатлениям. Кинокамера – не врёт, она этого не умеет. У камеры хроникёра нет второго дубля.

Памятник открыли, и всё в этом событии имеет символический смысл – 75-летие Победы, Волоколамское шоссе, где враг получил первый мощный удар, архив кинофотодокументов, хранящий  кинолетопись войны.

***

Решение об увековечивании памяти фронтовых кинооператоров было принято на съезде Союза кинематографистов России в  2016 году и поддержано Общественным движением «Бессмертный полк России». В проекте участвовало Российское военно-историческое общество. 

На торжество были приглашены родственники кинооператоров, самих их в живых уже нет, последний кинооператор умер несколько лет назад.  Приехали Никита Михалков, председатель Союза кинематографистов, Владимир Мединский, возглавляющий сейчас Российское военно-историческое общество, кинематографисты. Герои этого дня тоже были с нами – их портреты организаторы праздника разместили вокруг памятника на фоне еловой гирлянды, обрамляющей сооружение. 

Открыл церемонию оркестр барабанщиков. В. Мединский в своём выступлении отметил бесстрашие кинооператоров, их мастерство и присущий им  взгляд историка.

Никита Михалков, как всегда, был публицистичен:

- Этот памятник  установлен очень своевременно. Сейчас идёт такой накат на нашу историю, организована целая  кампания, которая  преследует цель переиначить нашу историю и отнять нашу Победу. Но у нас в руках  неопровержимое доказательство - фронтовая кинохроника. Этот памятник посвящен не только кинооператорам, но и памяти, документу. Сегодня  фронтовые операторы снова на войне, они воюют за правду.

Воинские почести операторам-фронтовикам отдали военнослужащие 154-го отдельного комендантского Преображенского полка, прошедшие по площади маршем и возложившие к памятнику цветы и гирлянду.   

А потом к памятнику «потекли» букеты от потомков кинооператоров, многие из которых приехали из других городов и стран.  

***

М. Барбутлы (с камерой). На позициях 1943 год.jpg

Для меня  этот день имел личное значение. Фронтовым кинооператором был мой дед – Мансур Яхич Барбутлы. Он родился в 1909 году в Бахчисарае Таврической губернии в семье известного лингвиста-арабиста и педагога Яхъи Наджи Сулеймана Барбутлы. С детства его привлекало искусство фотографии. Поэтому после окончания школы он устроился фотокорреспондентом в газетах Симферополя «Новый мир» и «Молодая сила». Скоро молодого репортёра заметили, и по направлению отделения «Востоккино» в 1930 году он уехал учиться во ВГИК, созданный в том же 30-м году.

Учился  в мастерской П. И. Филина. Этот курс стал первым выпуском операторского факультета ВГИКа. Вместе со своим мастером выпускник  снял несколько фильмов о жизни советского Крыма, научно-популярный фильм «В глубинах моря» и эпизоды для художественного фильма Эйзенштейна «Бежин луг». 

Дед  начал свой творческий путь в годы первых пятилеток и её труженикам  посвящал свои картины и сюжеты в киножурналах. В 1938 году создал  фильм о первых героях Хасана – лётчиках Чернопятко и Нагайшине.

Война застала его в Йошкар-Оле, где киногруппа Казанской студии работала над фильмом к 20-летию Марийской республики. Там, на центральной площади города, посчастливилось снять сюжет о живых эмоциях людей, получивших известие о начале войны.

В годы войны М. Барбутлы был специальным военным корреспондентом Центральной студии документальных фильмов в действующей армии, воевал на  4-м Украинском фронте. Ему довелось снимать войну на Таманском и Керченском полуостровах, бои на косе Чушка, в катакомбах делить тяготы времени с крымскими партизанами, запечатлеть бои за Керчь, Севастополь, Новороссийск, Киев и тяжелейшую переправу наших войск через Днепр. Снимать бои в Карпатах, отступление немцев к западным границам СССР. Были бои за Прагу, освобождение Чехословакии и Польши.

На задании кинооператоры нередко работали в паре, и пару эту  чаще всего составляли товарищи – надёжнее варианта в непредсказуемых боевых условиях не было, ведь материал нужно было не только снять, но и в сохранности доставить начальнику киногруппы. Фронтовыми товарищами Мансура Барбутлы были Михаил Силенко и Владимир Сущинский. Шоферами киногруппы были Ф. Мирошниченко и Иван Машенцев. Сущинский не дожил до Победы, погиб в сорок четвёртом под Бреслау.

Вот оно, сплетение судеб! В первые дни войны Сущинский снимал сюжеты для киножурнала в Пятигорске, где с 1960-х годов и до последних дней будет жить Мансур Барбутлы.  Другой  фронтовой кинооператор - В. Еремеев, после войны коллега М. Барбутлы по Северо-Кавказской студии кинохроники, снимал тяжёлые дни сдачи Новороссийска, Керчи, Севастополя, а Барбутлы  в обратном порядке будет снимать освобождение этих городов.

Киноэпопею «Великая Отечественная» создавали 256 фронтовых кинооператоров: фильм смонтирован из кадров фронтовой кинохроники. В этом – частица труда моего деда. Во время премьеры фильма он с волнением узнавал и свои кадры, и кадры операторов его киногруппы.  

После войны М. Барбутлы не раз будет возвращаться в своём творчестве к военному времени. Снимет трилогию о защитниках Кавказа - «Герои Марухского перевала» и трилогию о борьбе ставропольского комсомола с фашистами, за которую будет удостоен звания лауреата премии Ленинского комсомола. Снимет фильм «Здравствуй, Керчь!», посвящённый 40-летию освобождения города.   

***

М. Я. Барбутлы, кинооператор высшей категории, Отличник кинематографии, Заслуженный деятель искусств РСФСР, отдавший документальному кино более 50 лет. Он создавал документальные и научно-популярные фильмы.  Героями его картин были горняки,  корифеи советской науки Иоффе, Капица, Несмеянов, художники, чабаны, музыканты, военачальники, в том числе С. М. Будённый, актёры, альпинисты…

Его заслуги отмечены орденом Отечественной войны II степени и военными  медалями, медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и «За доблестный труд», несколькими десятками благодарностей с занесением в личное дело от военного командования и руководства киностудий, где он работал.

***

Фронтовые кинооператоры сделали своё большое дело. Я уверена, сейчас их балуют раем.