Яндекс.Погода

четверг, 24 сентября

ясно+20 °C

Сейчас в эфире

Первое Подмосковное радио - "Радио-1"

Когда труд возвышается до творчества

26 февр. 2020 г., 10:03

Просмотры: 2067


«Нам нужно выстроить современную профориентацию. Здесь партнёрами школ должны стать университеты, научные коллективы, успешные компании. Предлагаю с нового учебного года запустить проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее». В. ПУТИН, президент РФ

Привычные многим поколениям школьников уроки труда ушли в прошлое, уступив место урокам технологии.  Одни родители и школьники убеждены: предмет для жизни нужный и интересный. Другие считают, что ничего не изменилось – табуретки и фартуки, просто  «Труд»  изменил название. А третьи вообще не понимают, что это за «Технология» такая.

 В чем же принципиальное различие между этими предметами? Давайте разбираться!

Внешне в трудовом обучении, действительно, мало, что изменилось. Всё те же столярки  для мальчиков и кабинеты домоводства для девочек, и те же пресловутые табуретки, вот  только подход к их изготовлению изменился. Приступая  к табуретке, ученик должен определиться с моделью, сделать чертёж, если позволяет оснащение кабинета труда сделать 3D-моделирование,  зная свойства разных пород дерева, выбрать подходящую древесину, продумать технологическую последовательность работ и так далее.  Словом, сегодня он  сам себе инженер и рабочий.

А что же учитель? Учитель – соавтор, он не диктует, что и как делать, а советует и помогает. Возникшие в процессе работы проблемы - их ученик должен сам творчески решить и проанализировать качество своей работы.

Пожалуй, самое главное различие между предметами – в целях. У труда и технологии – они разные. Цель уроков труда – научить детей работать руками, что само по себе прекрасно и в жизни всегда пригодится. У технологии она глубже  – не просто смастерить изделие, но и освоить общие принципы работы токаря, слесаря, повара, освоить технологическую культуру  и технологическую эффективность  работы. Ребёнок должен усвоить: любое изделие изготавливается  по плану.  Поэтому уже в младших классах  детей приучают к целесообразности:  сначала надо подготовить необходимые материалы и инструменты для работы, удобно их разложить, а потом приступать.

Освоение технологического подхода как универсального алгоритма действия помогает начинающим мастерам  чувствовать себя увереннее и свободнее, а это позволяет  творить. 

С первого года изучения технологии дети учатся грамотно работать с инструментами и оборудованием, изучают возможности современных инструментов, свойства материалов, их недостатки и преимущества, учатся соединять их в изделии. Так у школьника формируется представление о современном производстве и существующих  технологиях.

К сожалению, отмечают учителя технологии, во многих школах  материальная база кабинетов технологии устарела и не позволяет использовать все возможности этого замечательного урока. Но при творческом подходе и заинтересованности в предмете школы находят выход из положения  – заключают договор о сотрудничестве с предприятиями и профессиональными учебными заведениями, цеха и учебные классы которых становятся обучающими площадками для школьников.       

 Какие ещё особенности у трудового обучения на новый лад? Технология предполагает работу с компьютером. Он помогает  найти нужную информацию, создать эскиз, построить чертёж, разработать проект.

 Технология – единственный предмет, позволяющий применить теоретические  знания  по разным предметам на практике. Получаются те самые межпредметные  связи, о которых говорили ещё на заре модернизации российской школы.  В начальных классах технология тесно связана с предметом «Окружающий мир», потому что даёт представление о профессиях,  народных промыслах, различных изделиях и материалах. В начальных же классах в рамках технологии начинается знакомство с компьютером, необходимое  для изучения информатики. Для выполнения чертежей нужно знать математику, при изучении свойств материалов пригодятся физика и химия. При изучении влияния технологических процессов на окружающую среду помогут знания биологии.    

Словом, школа благодаря урокам технологии и серьёзному к ним отношению может превратиться в маленький политехнический вуз.

***

 Чтобы  посмотреть, как дело обстоит на практике, мы отправились в Волоколамскую среднюю школу №2, в токарную и слесарную мастерские, где обучаются мальчишки.

Занятия с ними ведёт Евгений Иванович Шепелов - учитель с 35-летним  стажем.  В Кирове, где жил прежде, он преподавал физику, черчение, был директором школы. В ВСШ № 2 преподаёт технологию и считает её не менее важным предметом, чем физика, потому что технология предмет «синтетический», полезный, творческий,  обладающий большой воспитательной силой и вырабатывающий важные для личности качества – логическое мышление, аккуратность, трудолюбие, усидчивость.

Мастерские в школе –  такие же, как прежде: станки, рабочие столы,  наглядные пособия. Но учебный процесс наполнился новым содержанием.

 - Я отталкиваюсь от того, что ребятам интересно. Учу их думать: почему надо сделать так, а не иначе. Учу читать чертежи, считаю, что для осмысленного выполнения работы это необходимо.  Помню, я был поражён, когда однажды столкнулся с тем, что в строительной бригаде нет ни одного человека,  умеющего читать чертежи, проектную документацию, - рассказывает Евгений Иванович.

Начинают ребята с обработки металла, потому что с листовым металлом и жестью работать  легче, чем с  древесиной, столярничать тяжелее. Потом переходят на фанеру. К концу пятого класса мальчишки могут сделать плечики для одежды. В шестом классе – совки для мусора и полки.

Учитель показывает детские работы.     

- Расхожее мнение, что работать руками большого ума не надо, отсюда и пренебрежительное отношение к рабочему труду. Я стараюсь убедить  ребят в обратном. Когда человек работает руками, он - думает, рассчитывает, контролирует свои действия. Если он красиво работает руками – это дорогого стоит.

- Если не знаешь теорию, - продолжает Шепелов, - не будешь работать руками осмысленно.  Уже с пятого класса мы изучаем элементы черчения как раздела технологии. Я учу ребят делать разметку, любого размера, считаю, что это нужно знать,  если действительно хочешь быть мастером и делать изделия профессионально.  Учу делать геометрическую резьбу – она развивает мелкую моторику рук, а это напрямую связано с развитием мозга. К сожалению, сталкиваюсь с тем, что старшеклассники даже  циркулем работают с трудом. А когда-то это были элементарные навыки школьника.  Придумывать орнаменты вообще полезно, они развивают образное мышление.

Из слесарной мастерской  мы перешли в столярку, и здесь Евгений Иванович высказал следующий веский аргумент в пользу технологии: 

- Технология – она повсюду, и она нужна. Вот пример: верстаки для нашей мастерской явно делали люди, не знающие технологии. Неправильно установили зажимы! Пришлось всё переделывать самому. 

Сылка.jpg

Михаил СЫЛКА, глава Волоколамского городского округа:

- В Московской области реализуется проект «Путевка в жизнь». Суть его заключается в возможности получить профессию в период обучения в школе. В прошедшем учебном году мы заключили договоры о сотрудничестве с аграрным техникумом «Холмогорка» и Волоколамским филиалом Красногорского колледжа, к проекту присоединились 80 учеников 8 классов. Вместе с аттестатом об основном общем образовании ребята в следующем году станут обладателями и свидетельства о получении профессии. Таким образом, обучаясь в школе, юные волоколамцы получили возможность параллельно овладеть навыками и умениями будущей профессии!

Юля Деева.jpg

Юлия Деева, мама ученицы 6 «А» класса гимназии № 1:

- Я считаю, что уроки технологии, которые проходят в школах, позволяют ребенку расширить свой кругозор. Научиться тому, что в дальнейшем, так или иначе обязательно пригодится в жизни. Например, девочки учатся готовить и красиво оформлять и подавать блюда, шить. Разве это плохо?

Мы всегда дома на праздники стол накрываем и порой хочется как-то по-особенному его сервировать, так, чтобы он был не таким, как всегда. А ведь даже салфетки красиво сложить – это целая наука.

И потом, когда ведешь домашнее хозяйство часто сталкиваешься с необходимостью экстренного ремонта одежды. Ведь часто случается, что дети, заигравшись, могут порвать вещь. Да и не обязательно дети. А обнаруживается это порой в самый неподходящий момент. Вот тут-то и вспоминаешь про навыки, полученные в школе – иголку с ниткой в руках держать и аккуратно зашить, чтобы в глаза не бросалось.  А уж про то, чтобы элементарно вещи подшить самой, вместо того, чтобы по ателье бегать, и говорить не приходится.

На мой взгляд, умение многое делать своими руками дает уверенность в себе.

Павлова.jpg

Людмила Павлова, мама старшеклассницы:

- Современные девушки совершенно не приучены к домашнему хозяйству. Они целыми днями проводят за телефонами и компьютерами. Да и вообще, занимаются чем угодно, только не домашними делами. А ведь от быта все равно никуда не уйдешь. Нужно уметь вести хозяйство, готовить. Хорошо, что в школах есть такой полезный предмет, где ребят потихоньку учат домоводству. В мое время этот урок назывался трудом, а сейчас - технологией.

После темы "кулинария" у моей дочери появился интерес к готовке. Она стала интересоваться рецептами разных стран, смотреть тематические видео, серьезно увлеклась выпечкой. Мы даже стали иногда вместе готовить.

Знаю, что помимо домоводства, на этом уроке они проходят и другие темы, например, учатся делать презентации и еще много всего. Я считаю, что такие предметы очень важны. Они спускают нашу молодежь с небес на землю и учат трудиться.