Яндекс.Погода

вторник, 25 февраля

ясно-2 °C

Сейчас в эфире

Первое Подмосковное радио - "Радио-1"

Сергей ЧУДИНОВ, подполковник в отставке: За хорошее нужно побороться!

30 дек. 2019 г., 11:59

Просмотры: 359


Сергей Владимирович Чудинов во второй раз стал победителем губернаторской премии «Наше Подмосковье» за разработку и проведение уникальных уроков патриотического воспитания молодёжи

В этом году он представил новый авторский проект - «Ратная слава России», ставший логическим продолжением  проектов  «Юные защитники Отечества», «Герои Великой Отечественной войны», «Герои русской истории», «Дорогами войны».

Поставив перед собой цель пробудить у детей интерес к родной истории и чувство благодарности к людям, составившим её славу, помочь разобраться в мировой политической ситуации и не стать легкой добычей политических  манипуляторов, Сергей Владимирович ездит по учебным заведениям района и на внеклассных часах рассказывает студентам и школьникам о военной истории России со времён Александра Невского и Дмитрия Донского. Это не лекции, назидательные и сухие. Это живое общение с детьми, подкреплённое отрывками из фильмов, музыкой, поэзией, это параллели с сегодняшним днём и примеры из жизни. 

Бывают у Чудинова «горячие» деньки, когда он проводит по шесть уроков в день.

 

Потомственный военный, выпускник академии им. Жуковского, 27 лет службы отдавший дальней авиации, Сергей Владимирович уже имел опыт преподавательской работы. Последним местом его службы был Иркутск, последней должностью в строевой части должность старшего инженера воздушной армии, а потом опытному специалисту предложили место преподавателя в Иркутском высшем военном авиационном инженерном училище. При институте был авиационный лицей, в котором Чудинов читал курс по истории авиации – «Вхождение в историю Вооружённых Сил и авиации», причём, программу и учебное пособие по курсу написал сам, что, безусловно, пригодилось ему сегодня, при подготовке уроков патриотического воспитания. И уже тогда, вспоминает Сергей Владимирович, он понял: в школе знаний по истории  дают недостаточно, иной раз дети выносят совершенно нелепые о ней представления, Иван Сусанин, к примеру, завёл в лес… фашистов.      

В ту пору произошло ещё одно событие, повлиявшее на желание работать с молодёжью. Как-то ехал он в автобусе, в Иркутске, и разговорился с бабушкой. Оказалось, что она солдатская вдова, помощи от городских властей особо нет, доживает жизнь, и таких  в Иркутске и области немало. Тогда Сергей Владимирович  организовал курсантов и вместе они начали разыскивать солдатских вдов, чтобы помогать им посильно и сохранить память о них – «в списках не значившихся». Ребята увлеклись, потом стали изучать историю своих семей – всех вдохновило и объединило осознание важности дела.

* * *

Есть люди, живущие частной жизнью, есть, наделённые общественным темпераментом, талантом Служения. Выйдя в отставку, С. Чудинов поселился в Волоколамске. Казалось бы! Но беспокойное ощущение «если сам не расскажу, никто не расскажет» вновь заставило заняться патриотической работой. Внучка пошла в первый класс и вместе они подготовили для её одноклассников первую беседу, посвященную Александру Невскому и его времени. И вот внучка в пятом классе, и  дед, прочитав учебник истории, приходит к печальному выводу: исторические события описаны,  а герои, вершившие их, забыты. Тогда неугомонный дед решает рассказать ребятам об этих героях и о том, что такое верность долгу, присяге, что такое патриотизм и национальная самобытность, которую надо защищать.

- Историю, как известно, делают люди, поэтому изучать её без конкретных примеров невозможно и нелогично, - считает Чудинов. -  Главными героями моих проектов становятся конкретные люди, совершившие подвиги и повлиявшие на ход событий. Их имена давно уже не встречаются в учебниках, а книги о них пылятся на библиотечных полках. Это несправедливо. Я решил рассказать о них!

* * *

Сколько за 10 лет состоялось таких бесед – о выдающихся деятелях петровской эпохи, солдатах афганской и чеченской войн, забытых героях краснодонского подполья… Только по проекту «Ратная слава России» С. Чудинов провёл 100 уроков мужества.

Темы – их подсказывает сама жизнь. Кто такие пионеры, на каких идеалах они воспитывались? Выяснилось, дети не знают, а без этого им будет трудно понять, что двигало их сверстниками, сражавшимися и трудившимися наравне со взрослыми. И Сергей Владимирович провел уроки, посвященные пионерии.

Дети, молодежь – особая аудитория, которую, как ни одну другую, надо «зацепить». А чем? Например, интересным поворотом темы. Так к 70-летию Победы родились уроки о самом молодом и самом старом герое войны, о женщинах, служивших в морской  пехоте. Об искусстве, которое помогало выжить.

На детское восприятие работает всё: слайды, кадры кинохроники, цветовой ряд материала, изречения великих, в том числе великих и ужасных, как идеолог фашизма Гебельс.

* * *

- Негативное быстро притягивается. За хорошее нужно побороться. Наш патриотизм – единственное, что пока не сумел сломить Запад, этим мы живы и целы,  - размышляет Сергей Владимирович.

- Результаты своей работы вы ощущаете? - интересуюсь в свою очередь.

- Интерес, понимание приходят не сразу. Если хотя бы пятьдесят процентов ребят слушают, задают вопросы – уже хорошо. Есть классы, в которых я провожу уроки  несколько лет подряд, у этих ребят уже сложилась какая-то система знаний, представлений, убеждений. Я рекомендую что-то почитать, они читают, когда что-то непонятно, объясняю.

В конце учебного года в двух школах подошли  ко мне выпускники и объявили, что благодаря моим урокам они определились с выбором профессии. Один решил стать историком, другие пойти в силовые структуры, в военное училище. Значит, работаю не зря.