Волоколамский край

Онлайн
трансляция

Яндекс.Погода

среда, 19 декабря

пасмурно-16 °C

Сейчас в эфире

Первое Подмосковное радио - "Радио-1"

Онлайн трансляция

Московская область готова к переходу на новую систему обращения с ТКО с 1 января 2019 года

22 нояб. 2018 г., 12:00

Просмотры: 1239


В Мособлдуме 20 ноября прошла конференция на тему: «Законодательство в области охраны окружающей среды: 25-летний опыт реализации и перспективы развития»

В рамках секции №4 был поднят вопрос тенденции развития законодательства об отходах. Модератором секции выступила председатель Комитета Мособлдумы по экологии и природопользованию Алла Полякова.

«В последнее время государством ведется активная работа по совершенствованию нормативно-правовой базы, а также улучшению показателей в области охраны экологии и экологической безопасности, – подчеркнула Алла Полякова. –  Комплексное решение - сортировка отходов, вторичная переработка и вовлечение в хозяйственный оборот. Этот метод позволит снизить нагрузку на мусорные полигоны, так как часть мусора идет на вторичную переработку. В 2019 году данная система должна быть внедрена во всех муниципалитетах Московской области».

Советник Губернатора Московской области в ранге министра Александр Коган подчеркнул, что Московская область готова к переходу на новую систему обращения с ТКО с 1 января 2019 года. В настоящее время выполнено:

- Разработка и принятие Территориальной схемы обращения с отходами;

- Утверждение Региональной программы по обращению с отходами;

- Проведение отбора региональных операторов, которые будут осуществлять сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение отходов, определение зон их деятельности.

До 20 декабря 2018 года стоит задача регулирования тарифов на обращение с отходами.

Александр Коган также озвучил предложения по изменению законодательства. По его мнению, необходимо на федеральном уровне установить стандарты отрасли обращения с ТКО:

- Минимальные требования к строительству и оснащению перерабатывающих производств и заводов по термической обработке;

- Минимальные требования к строительству объектов захоронения ТКО;

- Минимальные требования к организации системы раздельного сбора отходов;

- Минимальные требования к действующей инфраструктуре (въездные группы, видеонаблюдение, контроль веса, системы дегазации, очистки фильтрата и т.п.).

Также, по его словам, необходимо:

- Внести изменения в Постановление Правительства РФ «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» с целью предусмотреть возможность дифференциации тарифа (меры стимулирования для граждан, разделяющих мусор);

- Внести в КОАП Московской области изменения, предусматривающие ответственность в случае нарушений правил РСО;

- Пересмотреть существующие размеры санитарно-защитных зон на различные объекты обращения с отходами.

В ходе обсуждения были приведены данные, что ежегодно в Российской Федерации образуется примерно 4 млрд. тонн отходов производства и потребления, из которых 55–60 млн. тонн составляют твердые коммунальные отходы. В настоящее время на территории Российской Федерации функционирует около 15 тыс. только санкционированных объектов размещения отходов, которые занимают территорию общей площадью примерно 4 млн. гектаров.

По сведениям Росприроднадзора к началу 2016 г. в стране на учете Службы находилось 743 объекта с особо значительным вредным воздействием на окружающую природную среду – так называемых «горячих точек». Из них 56% приходились на полигоны и свалки.

В результате комплекса надзорных мероприятий, проведенных органами Росприроднадзора, на территории Российской Федерации в 2016 г. ликвидировано 134844 места несанкционированного размещения отходов (70% от всего выявленных) на суммарной площади 56672 га, из которых 18,7% ликвидировано.

В Подмосковье в настоящее время захоранивается 20% отходов всей страны. Это 7,92 млн т. твердых бытовых отходов из Москвы и 3,8 млн т. – из Московской области. По информации областного Минэкологии, мощностей полигонов хватит на два года. Данная ситуация в совокупности с рядом иных факторов приводит к образованию многочисленных несанкционированных свалок.

В 2017 г. началась рекультивация трех закрытых полигонов – в Кашире, Электростали и Павловском Посаде. С 2019 г. власти собираются приступить к рекультивации еще семи полигонов. В планах строительство восьми мусороперерабатывающих предприятий.

Частичное решение проблемы больших объемов ТКО предполагается осуществить в рамках Приоритетного проекта «Чистая страна» путем строительства в период с 2018 по 2022 гг. четырех мусоросжигательных заводов в Московской области (Воскресенск, Наро-Фоминск, Ногинск и Солнечногорск) и одного в городе Казани (Осиново). Четыре подмосковных завода должны снизить долю отходов, которые направляются на полигоны, на 25%, а в Татарстане их и вовсе перестанут захоранивать. Предполагается, что суммарно предприятия будут обрабатывать 2,8 млн тонн отходов в год.

Было отмечено, что комплексное решение проблем в области обращения с отходами возможно только лишь при формировании в Московской области единой инфраструктуры, которая будет включать в себя систему объектов, объединенных единой технологической сетью. Это  места накопления отходов, пункты их сбора, перегрузочные станции, объекты обработки (включая сортировочные комплексы), объекты утилизации (мусороперерабатывающие предприятия), объекты обезвреживания (мусоросжигательные заводы, на которых обезвреживаются отходы, не подлежащие утилизации), объекты размещения отходов (полигоны и иные объекты хранения и захоронения отходов). В настоящее время территориальное расположение объектов данной инфраструктуры в Московской области отражено в территориальной схеме в области обращения с отходами.

Особенно обсуждалось, что основной проблемой при переработке вторсырья является не отсутствие технологий переработки (современные технологии позволяют переработать до 90% общего количества отходов), а отделение вторсырья от остального мусора (и разделение различных компонентов вторсырья). Более прогрессивные технологии извлечения вторсырья подразумевают ту или иную форму участия общественности.

В целях повышения эффективности сбора и последующей утилизации ТКО, требуется правовое закрепление требований по раздельному сбору ТКО, а также методов экономического стимулирования участия населения в раздельном сборе ТКО. Предлагаются различные варианты мер экономического стимулирования указанной деятельности, например, введение льгот по оплате коммунальной услуги по вывозу ТКО для граждан, осуществляющих раздельный сбор таких отходов. Однако эта мера представляется возможной лишь после перевода данной услуги из жилищной в коммунальную, что должно произойти лишь после 1 января 2019 г.

Обсуждалось законодательное закрепление системы специальных экологических требований к процессам размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации, консервации и ликвидации объектов обезвреживания отходов.

Отмечено, что представляется целесообразным совершенствование правового механизма участия общественности в принятии «экологически значимых» решений, в особенности, при решении вопроса о дальнейшем функционировании старых или вопроса о размещении новых объектов инфраструктуры в области обращения с отходами.

Предлагалось рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство Московской области в части введения специального реестра мест несанкционированного складирования отходов, а также определения порядка выявления указанных мест и их документирования. Например, путем фото- и видеофиксации, подачи данных через мобильные приложения.  Вариант - путем наделения данным правом общественных инспекторов по охране окружающей среды, должность которых можно учредить в Московской области по аналогии с аналогичной должностью на федеральном уровне, а также по аналогии с должностью общественных лесных инспекторов, существующей в Московской области.

«Я предлагаю всем присутствующим направить в обязательном порядке в Комитет свои предложения, мы их обобщим, сформируем резолюцию и направим всем участникам научно-практической конференции», – заключила Алла Полякова.

В ходе секции с докладами выступили:

- На тему: «Расширенная ответственность производителей и импортёров продукции в системе перехода регионов на новую модель обращения с ТКО» - начальник Управления государственного надзора и регулирования в области обращения с отходами и биоразнообразия Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Соколова Наталья Романовна;

- На тему: «Развитие законодательства в области экологического страхования в Российской Федерации» - руководитель рабочей группы по экологии Экспертного совета при Правительстве РФ, Председатель Общероссийской общественной организации по охране и защите природных ресурсов «Российское экологическое общество» - Исмаилов Рашид Айдынович;

- «Проблематика правового регулирования в сфере обращения с медицинскими отходами» - исполняющий обязанности заместителя начальника Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу  Белоглазов Николай Александрович;

- «Осуществление прокурорского надзора за соблюдением  природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления» - Заместитель межрайонного природоохранного прокурора Московской области  Федоренко Константин Николаевич;

-  «О работе с отходами в Ленинградской области» - председатель постоянной комиссии по экологии и природопользованию Законодательного собрания Ленинградской области Кузьмин Николай Алексеевич;

 - «Актуальные правовые проблемы деятельности современных российских природоохранных органов государственной власти и органов, призванных обеспечивать экологическую безопасность» - заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты МЧС России», к.ю.н. Мухлынина Мария Михайловна;

- «Правовые проблемы защиты права на благоприятную окружающую среду в условиях развития инфраструктуры объектов по обращению с отходами в Московской агломерации» - научный сотрудник отдела экологического и аграрного законодательства ФГ НИУ «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации»  Пономарев Михаил Вячеславович;

- «Современные методы переработки бетонных отходов, как возможность снижения накопления отходов производства и уменьшения нагрузки на полигоны твердых бытовых отходов в Московской области» - доцент ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»,  к. т. н. Топчий  Дмитрий Владимирович  и эксперт ФГБО УВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», к.э.н. Драчев  Дмитрий Олегович;

- «Развитие экологического законодательства в 2019 году: изменения, которые нас ждут» - студенты-магистранты факультета естественных и инженерных наук ГБОУ ВО МО «Государственный университет «Дубна» Лебедева  Екатерина Георгиевна и Старостина  Инна Алексеевна.