Яндекс.Погода

четверг, 3 декабря

ясно-7 °C

Сейчас в эфире

Первое Подмосковное радио - "Радио-1"

Зарождение Волока Ламского

01 янв. 2020 г., 11:43

Просмотры: 2948


С весны нынешнего года обострилась полемика по дате основания Волока Ламского

До чего заманчивы круглые цифры! Даже нет смысла расписывать: чем именно. С одной стороны, игры с датировками заслоняются существенными жизненными проблемами. С другой стороны, такие вопросы нет-нет, да и возникают.

Сначала, в марте, краеведы пытались определить дату основания города. Датировок основания Волока Ламского и так было 4. Нынче их число удвоилось. И каждый знаток стремится внести что-то от себя.

 

Жаркие споры краеведов

Фёдор Шапкин смело заявил: «По моим подсчётам, это 1020 год. Кроме летописей, есть и другой письменный источник – «Волоколамский патерик».

Эту мысль подхватила Татьяна Бабурова: «В 1959 году возле районного Дома культуры был установлен стенд «900 лет Волоколамску». Через 5 лет его убрали. Учитывая хронологию событий той эпохи, я полагаю, что Волок основан между 1018 и 1020 годами». Доводов в подтверждение предположений не приводится.

Далее корреспондент газеты «Волоколамская неделя» пишет: «К концу дискуссии все пришли к выводу, что в следующем году город должен праздновать своё тысячелетие». Вопреки мнению Шапкина, летописи об означенной им датировке вообще ничего не говорят и впервые упоминают Волок Ламский только под 1135 годом.

 Пока мы рассматриваем хронологию обсуждений. Но стоит заметить, что стенд у Дома культуры, рассматриваемый как источник датировки, буквально ставит историков в тупик. Стенды и надписи на заборе далеко не всеми историками признаются более-менее достоверными источниками. Автор тоже должен признаться в замшелости своих консервативных взглядов.

Чуть погодя, своей версией поделился наиболее грамотный и авторитетный краевед района Владимир Алтаев. Довольно пространно он порассуждал о пустошах Староволоцкого стана. Пользоваться описаниями АФЗХ конца XV-XVI вв. и более поздними материалами можно, но всё-таки надо учитывать, что ведём речь о XI-XII веках. И материалы не всегда стыкуются.

Обрисовка политической ситуации особо ничего не даёт. Торговые пути через Витебск и Усвят – не влияют на развитие сюжета. Тем более, что торговые потоки по Ламе и Днепру – нельзя сопоставлять.

В. Алтаев пишет о Волоке времён Ярослава Мудрого как о городе давно стоящем, куда Ярослав заезжает остановиться. Но Патерик указывает, что именно Ярослав переносит поселения на новое место и основывает город. То есть, город ещё не построен. Досифей Топорков вообще позволил разгуляться фантазии, считая, что Волок - город Владимира, крестившего Русь. Об этом позже.

В. Широков упоминает об основании торговой фактории в X-XI вв. Прежде всего, не доказано наличие таковой. Да и кому было там торговать? В X-XI вв. славян ещё не было. А угро-финнов – уже не видать следов.

 Широков упоминает мнение митрополита Питирима, который считал, что сначала Ярослав основал Ярославль, а затем спустился на 300-380 км (по разным просчётам) и основал Волок на Ламе. Митрополит не был историком и ему можно простить вольное обращение с источниками и фактами. И вполне справедливо Широков упрекает Шапкина и Бабурову, пишущих на краеведческие темы, что для любых выводов нужна «доказательная база».

Весной же на сайте «Ламаград» была обнародована статья Ф. Шапкина, названная «1000-летие Волоколамска!!!». Статья почему-то имела подзаголовок «научно-исследовательская статья». Поскольку было анонсировано, что автор «глубоко изучил и сделал открытие», волоколамцы уже возрадовались, предвкушая празднества и торжества.

Ан, нет.

Скоро сказка сказывается

 Без потери для смысла, опустим общие рассуждения, призванные обнаружить знакомство автора с некоторыми летописями. Не стоит тратить время и на несущественные детали.

Торговые операции с поставками жита (рожь, ячмень) явно переоценены. Недороды в Новгороде бывали далеко не каждый год. Уже в домонгольский период хлеб поступал из Германии. Но гораздо чаще Северо-Восточная Русь получала хлеб из Волжской Булгарии. Повесть временных лет под 1024 годом пишет: «Идоша по Волзевси люди в Болгары и привезоша жито и такоожиша». В более поздней Тверской летописи говорится о поступлении из Волжской Болгарии в Суздальскую землю, наряду с житом, пшеницы. Основными поставщиками хлеба в Новгород были: Смоленск, Суздаль, Полоцк, Киев.

 А уж по малым рекам и волоковым путям перевозка столь неудобного и тяжёлого груза, требующего перекладок груза (особенно издалека) была не очень дешева.

 Существование проходящего в 300 км к западу путь «из варяг в греки» практического значения не имел. Волок Ламский стоял на отрогах более мощного и древнего Великого Волжского пути «из варяг в арабы».

Волошня не являлась главной речкой на выходе волоковых путей. На сегодняшний день нам известны 4 волоковых трассы с цепочкой синхронных поселений. С 2019 года обследуется наметившаяся пятая трасса в районе озера Шитьково.

Поверхностный анализ находок, сделанный в статье, критики не выдерживает и не позволяет говорить о развитой торговле.

Отсюда и первые выводы представляются шаткими.

Тезис о том, что «данный регион играл большое значение (стиль?) уже с IX века… и расселение новгородских словен с VIII-IX вв.» заимствован и повисает в воздухе в ожидании доказательств. Так же, впрочем, как и утверждение, что «к началу XI века, по данным археологии, земли уже были заселены». Если восторг по поводу «открытия» заключался в этом, то цель, безусловно, достигнута. Остаётся только определить: в какой части это утверждение соответствует действительности?

Тут уж придётся либо приподнимать по дате бытование угро-финских племён, либо пытаться назначить приход славян на более ранний срок.

О чём повествуют старые хроники

 1. Первые упоминания о Волоке Ламском относятся к 1135 году. Вряд ли мы дождёмся появления новых летописей.

2. Волоколамский патерик - литературный памятник середины XVI века. Насколько он достоверен? Патерик рассказывает о загробной жизни, о хождении по раю и аду, о жизни монахов. Великий историк В. О. Ключевский считал такие опусы сборником недостоверных легенд, считая их незначительным в историческом плане источником, который без предварительной критики использовать нельзя. Назначение подобной литературы – в укреплении веры. Это жанр аскетической литературы о духовных подвигах, повторяющий мифы и фантазии из одной книжицы в другую. Для Патерика достоверность – не главное. Некоторые исторические данные присутствуют, но нуждаются в перепроверке.

Первые достоверные договорные грамоты с Великим Новгородом о совместном владении великим князем владимирским Ярославом Всеволодовичем относятся к 1238-1246 гг.

А. А. Зимин допускал, что договор соотносил появление документа с Ярославом Мудрым (основываясь на данных Патерика). Л. В. Черепнин считал, что договорный формуляр сложился в 1197 году при князе Ярославе Владимировиче.

 Запутан вопрос о «золотых печатях», привешиваемых к грамотам. Более чем странно, что исчезают они при князе Борисе Волоцком, который должен был бы беречь их пуще глаза. «Ярославле серебро» известно, а златников Ярослава Мудрого не ведомо. И история с грамотами является более чем гипотетической.

Почти все авторы ссылаются на мою монографию о Волоке XI-XVI веков. Там, действительно, рассматривается вероятность прихода Ярослава Мудрого. Единственный год, когда он мог сделать это – в 1024 году, когда, по уверению автора Патерика, идёт усмирять волнения в Ростове. Рассматривается возможность такого похода.Но не реальные события.

Я. Мудрый переносит город с места Старого Волока на Волоколамское городище, ныне именуемое Кремлём, а ранее Детинцем.

Факты, которые мы имеем

1) Отсутствие закрытых археологических комплексов на Городище и надёжно датированных слоёв XI века.

2) Монастыри (Крестовоздвиженский и Ильинский) – не показывают слои с датировкой домонгольского времени.

3) Воскресенский собор в сакральной части кремля датируется последней четвертью XV века. Археологических слоёв до XV века внутри собора и снаружи (в радиусе 50 м) не обнаружено. То есть, до строительства собора территория, несмотря на явно выгодное положение, была свободна от строительных этапов. Выявлены несколько предметов языческого культа. Помимо языческого орнамента в архитектурном фризе собора (Перунов круг), широко известно послание Иосифа Волоцкого об авторитете волхвов в первой половине XVI века в Волоколамске.

Совсем необъяснимо отсутствие в летописях даже упоминаний о мифическом появлении Ярослава Мудрого на волоцких землях. В написанных в монастырях летописях никогда не упускается случай отметить закладку церквей, возведение монастырей, смену языческих верований христианской религией. Но странно, что ни в одной летописи об этом даже не упоминается. О незначительных происшествиях с Ярославом – расписывается детально. А об освоении земель с основанием города, введении полюдья для племён, возведении церквей, монастырей – ничего не сказано. Хотя излишнее придание влияния христианства –церковная тенденция и обычное позднейшее добавление. Тем более, текст Патерика создан спустя 5 веков после описываемых событий.

 Если допустить перенос города Ярославом Мудрым, то таковой целью могло быть:

1) подрыв влияния местных племенных центров,

2) создание опорного пункта великокняжеской власти,

3) организация полюдья (сбора дани) и намерение «уставити Русскую Землю».

3. Археологические данные – единственные, постоянно и активно пополняющие наши представления о начальных веках развития города.

Что было в X-XI-XII веках на сопредельной территории? Насколько она была освоена? Ведь Патерик сообщает, что Ярослав «выведе людей оттулева». Что недвусмысленно указывает на освоенность волоцких земель к моменту первых построек города. Кому-то ведь пришлось строить город. Стало быть, к началу XI века, в конце X века, как минимум, должны быть выявлены многочисленные поселения славян.

Исследования Волоколамской археологической экспедиции

Работы археологической экспедиции МГУ им. М. В. Ломоносова, работающей по Северо-Западу Московской области, особенно последние 10 сезонов, располагают обширным материалом, позволяющим делать основательные выводы.

На сегодняшний день на территории Волоколамского уезда нам известны более 30 славянских поселений и курганных памятников. По типологии и материалу, направлению движения их подразделяют на три группы.

 С востока – по Москва-реке, Рузе – подходили вятичи. С северо-запада – со стороны Беларуси и Смоленска двигались кривичи, с севера – новгородские словене.

Это был период ухода с больших рек на малые, время освоения залесенных пространств. Сойдясь на волоцких землях, они расселились по берегам рек Рузы, Ламы, Городёнки, Локнаша, Большой и Малой Сестёр, Бесовки, Озёрны, Вельги, Исконы, Гряды, Шоши, Руссы, Лби, Издетели…

 Большая часть этих селений и городищ археологически исследована. На некоторых памятниках мы фиксируем одновременно присутствие различных славянских племён. Чаще – это кривичи и новгородские словене.

 Наибольший интерес научного сообщества вызывает становление русского народа. Становится всё более очевидным, что кристаллизация славян в нацию происходила на землях волоцких. Поэтому объясним интерес учёных различных специализаций к северо-западу области. Благодаря работам Волоколамской археологической экспедиции, активные исследования развернули биологи, астрономические лаборатории, почвоведы, гидрологи.

Сейчас нам важнее всего датировка этих поселений. Потому что освоение земель славянскими племенами дало возможность строить город как центр территории.

Наиболее точно курганная группа кривичей и новгородских словен датируется денарием 1086 года саксонского графа Германа, которого считают братом герцога Ордульфа.

 Ещё одна группа курганов новгородских словен и кривичей датируется княжеской печатью Ярополка Изяславовича, князя волынско-туровского и вышгородского, княжившего с 1076 по 1086 годы.

Анализ вещей позволяет утверждать, что славяне приходят сюда в конце XI - начале XII веков, строят избы, пашут земли, занимаются ремеслом, торговлей. Соответственно, появление города Волока Ламского на нынешнем городище не может выходить за эти временные рамки.

Города возникают по-разному

Исчисление возраста городов принято вести со времени основания города или с года их первого упоминания в надёжном письменном источнике.

При необходимости привлекаются археологические данные.

 Фактически все города возникают до первого упоминания в летописях. Но датой основания города считается не приход на данное место.

 Город гораздо более сложное образование. В том числе и во временном плане. Сначала возникает протогород. Даже селения с ремесленниками, торгующими своими изделиями, именуют протогородом.

 Города возникают по-разному.

Иногда - из княжеских замков с ремесленниками вокруг.

Часто - их торгово-ремесленных поселений.

Кто-то зарождением городов считает административные центры земель.

Многие города образуются из племенных центров.

 Были и города, выросшие как опорные пункты.

 В отличие от земледельческих поселений, протогорода обычно укрепляли валами, рвами.

К городским функциям историки относят:

- политическую,

- административную,

- феодально-владельческую (ремесло, торговля…),

- культовую (языческую, христианскую),

- культурную.

 Особо важную функцию в городе выполнял торгово-ремесленный посад. Без посада не было феодального города. В Волоколамске в домонгольское время посады располагались на холмах и под валом (с восточной стороны). Всё это (включая городское благоустройство) археологически фиксируется.

 Городская территория Волока Ламского и его округи довольно хорошо изучена.

 И, тем не менее, каждый сезон археологических исследований даёт новую важную информацию. Что заставляет ещё активнее вести исследования.

И тем не менее появляются версии, основанные не на фактах, а на вольном личностном восприятии процесса освоения земель.

Желание юбилея не зазорно, но

Из чего вдруг следует вывод о двух путях колонизации края: 1) новгородская купеческая корпорация «Иваньска ста» шла, организуя по линии движения установку Ивановских церквей; 2) из Москвы позже пошли, ставя церкви Спаса. Правда, осталось непонятно: были ли у условно-шедших ещё какие-либо цели?

 Желание организовать работы по юбилею города не зазорны. Если во благо горожан, то все только «за». Вот только важно иметь доказательную базу, а не основываться на псевдо-исследовательских статьях. Не так давно, при встрече с руководством района, мне показали текст писателя Александра Мясникова. Ленинградский журналист в последнее время написал немало книг с броскими названиями: «Властители Отечества», «Хроника человечества», «Тайный код России», «Тайный код Москвы». Желание поразить читателей сенсацией, привели журналиста к утверждению, что Волоколамск основан в 1020 году. При этом, ни одного доказательства не приводится.

 Всё это сначала было забавно. Сейчас уже не смешно.

Отсутствие фактов, источников, результатов исследований, незнание историографии – недостаточное основание для исторических построений.

 С наступающим юбилеем – 885 -летием Волока Ламского!

Виктор Ивченков, эксперт ЮНЕСКО

Обсудить тему

Введите символы с картинки*