Яндекс.Погода

суббота, 26 сентября

ясно+12 °C

Сейчас в эфире

Первое Подмосковное радио - "Радио-1"

Волоколамский киноклуб «Текст» провёл заседание в новом туристическом центре Волоколамского округа

30 авг. 2020 г., 1:04

Просмотры: 1124


Волоколамский синематографъ в кафе «История места»

Роман ВОЛКОВ

Нынешний вечер задался, как никогда, поводами для праздника. Когда руководитель Центра гостеприимства Наталья Караськова предложила организовать встречу киноклуба в кафе «История места», сразу вспомнилось, что первый кинопоказ братьев Люмьер состоялся именно в кафе. 28 декабря 1895 года в Париже в подвале «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок первопроходцы кино презентовали публике свой киноаппарат Синематограф и свой первый киноролик «Выход рабочих с фабрики». Поэтому сомнений не было – 28 августа заседание киноклуба, приуроченное ко Дню города, должно пройти именно в кафе. Тем более, что в программе нынешней встречи значился просмотр киноархивных плёнок из истории Волоколамска 100-летенй (!!!) давности.

Ещё одно удачное совпадение состояло в том, что 27 августа отмечается День российского кинематографа. Ну, и в довершение ко всем случайным совпадениям, именно в этот день наш киноклуб «Текст» отмечает свой день рождения. Ровно два года назад состоялась наша первая встреча!

Вручаем торт.jpg

Роман ВОЛКОВ

С поздравления участников и началось заседание. Бессменный руководитель киноклуба преподнёс всем торт с двумя свечками! Приятный запах кофе, радостное настроение гостей и сладкий подарок – все это создавало в кафе уютную атмосферу. При приглушённом свете дизайнерского интерьера, зрители затихли в предвкушении свидания с киноисторией Волоколамска, и устремили свои взгляды на экран.

И вот, кинопроектор перенёс всех присутствующих на сто лет назад. Кинематографическая история Волоколамска началась более века назад. Первые документальные кадры Волоколамска были сделаны фотографом в 1912 году. Эти снимки составили известный всем набор фотокарточек с видами улиц города, представленный в экспозиции городского музея.

Первые исторические кадры.jpg

Роман ВОЛКОВ

Десятилетие спустя Волоколамский край появился в кадрах уже советской кинохроники.

Открытие ярополецкой ГЭС.JPG

Роман ВОЛКОВ

Открытие Ярополецкой электростанции запечатлено на плёнке, датированной началом 1920-х годов. Яропольчане столпились около Народного дома, украшенного гирляндами. По переднему плану важно вышагивает семейка гусей. Крестьяне, дети, военные проходят по улице. Идёт самодеятельный оркестр. На заднем плане видна церковь Гончаровской усадьбы. Вдоль деревенской улицы стоят столбы с электропроводами, провода тянутся и к избам. Хроника не донесла до нас кадры того, как проходил сам праздник. Мы не видим гостей, которых встречали яропольчане. Но мы можем хорошо разглядеть лица самих жителей села, которые и стали настоящими героями кинолетописи.

Парад тракторов (Обновление земли 1934).JPG

Роман ВОЛКОВ

Советская хроника была призвана показать достижения социалистического строя. Поэтому документальные кадры запечатлевали трудовые и военные подвиги наших земляков, фрагменты праздников и будней.

Парад тракторов (Обновление земли 1934).JPG

Роман ВОЛКОВ

В 1929 г. Совкиножурнал № 25/204 продемонстрировал бега крестьянских лошадей по центральной улице Волоколамска.

Конный забег (1929).JPG

Роман ВОЛКОВ

Конный забег. Дом Плотниковых (1929).JPG

Роман ВОЛКОВ

На других фрагментах можем мы увидеть митинг колхозников с. Ярополец в день открытия сельскохозяйственной ярмарки на площади села в том же 1929 году.

Двенадцатиминутный черно-белый немой фильм «Обновление земли» представляет собой выпуск Совкино-журнала и рассказывает о празднике в Волоколамске, состоявшемся 9 и 10 июля 1934 г. и посвященном ликвидации трехпольного севооборота. Волоколамский уезд первым в Российской республике перешел на многополье.

Кинокамера зафиксировала, как с разных концов страны со специальным поездом прибывают в Волоколамск многочисленные рабочие и крестьянские делегации. Гости из уезда расположились прямо в поле за городом, «табором», как отмечено в титрах.

Город в фильме представлен Революционной улицей образца 1934 года.

Для приветствия крестьянского праздника прибыли самолеты, а среди выступивших были: председатель Волоколамского уездного исполкома тов. Поздняков (один из тезисов его речи был:«На вызов Чемберлена волоколамцы ответили смертью трехполья»), председатель Московского Совета тов. Уханов, пионер и организатор многополья в уезде агроном тов. Зубрилин, секретарь Волоколамского Укома тов. Блинов и др.

С большим талантом снята «показательная работа тракторов» – вспашка земли, боронование, посев и «парад стальной конницы». 32 трактора имел в ту пору Волоколамский уезд. Все они прямо по полю при большим количестве восторженных зрителей в сопровождении конной милиции проходят колонной.

Затем молодежь зажигательно играет в баскетбол, «синеблузники» выступают на тему «Трехполка и многополье».

Очень трогает эпизод с взлетающим самолетом и мальчишками, бегущими следом.

Среди выступающих крестьян – жители Серединской и Раменской волостей Волоколамского уезда. Зрители ведут себя под камерами вполне естественно, докладчикам аплодируют с воодушевлением.

Впечатляет и вторая часть фильма – «Крестьянские бега» и «Выставка рогатого скота».

Фильм – настоящий документ эпохи, вызывающий гордость за волоколамский край, который, как было отмечено в одной из речей, – «первый застрельщик великой культурной революции в деревне».

Киножурнал «Пионерия» (№ 4, 1940), производства Центральной студии кинохроники показал нам небольшой фрагмент из жизни ярополецкой школы. Мы видим, как дети собираются в школу, как проходит урок математики, как пионеры вешают скворечники на деревьях. 

Выступление на месте казни 8 комсомольцев.JPG

Роман ВОЛКОВ

Военная кинохроника зафиксировала страшный период в истории нашей страны. В 1941 г. Волоколамск оказался захвачен немецко-фашистскими войсками. Город был практически полностью разрушен. Руины зданий на центральной площади города хорошо видны на кадрах освобождения города в декабре 1941 г., которые снял известный фронтовой оператор Роман Кармен. Стремительные советские танки на углу Панфилова и Советской улиц, артиллеристы, выдвигающиеся на новые позиции, страшные следы зверств фашистских палачей. Эти кадры вошли в знаменитый фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой».

Полнометражный документальный фильм выпущен Центральной студией кинохроники в 1942 г. (режиссеры Леонид Варламов и Илья Копалин, дикторский текст Петра Павленко). Фильм рассказывает о наступательной операции советских войск под Москвой в декабре 1941 – январе 1942 гг., о первой крупной победе Красной Армии в ходе Великой Отечественной войны.

В съемках участвовали пятнадцать фронтовых операторов. 23 февраля 1942 г. картина вышла на экран. Талант создателей не вызывал сомнений: сухие, протокольные кадры кинохроники превратились в яркое эмоциональное зрелище. «Марш защитников Москвы» (музыка Бориса Мокроусова, слова Алексея Суркова) впервые прозвучал в фильме целиком в исполнении оркестра и хора и стал своеобразным музыкально-поэтическим лейтмотивом картины. Фильм получил Сталинскую премию.

Перед показом в США лента была адаптирована для американского зрителя: переозвучена и перемонтирована. Название заменили на «MoscowStrikesBack» («Москва наносит ответный удар»). Национальный совет кинокритиков США назвал картину лучшим документальным фильмом 1942 года, а в 1943 г. присудил ей «Оскара» в номинации «Лучший документальный фильм». Это был первый «Оскар», полученный советским кинематографом.

Фильм вызвал огромный политический резонанс в стране и за рубежом. Его показывали в кинотеатрах, клубах, на фронте – в перерывах между боями. В двухтомнике «Битва под Москвой» приводятся слова политрука гвардейской части, сказанные им после просмотра ленты: «В фильме показано только начало разгрома немцев. Конец его будет почище. И это мы, гвардейцы, докажем в предстоящих боях».

«Союзкиножурнал» (№ 2  10 янв1942 г.) показал освобождение Теряево, возвращение теряевских партизан из лесов в освобождённое село. На кадрах запечатлены и разрушения, оставленные фашистами в Волоколамском краеведческом музее, который тогда размещался в Иосифо-волоцком монастыре, разгромленная экспозиция и искалеченный бюст Петра Дорошенко (который впоследствии спасла и восстановила для Ярополецкого краеведческого музея А.П Кожемяко).

Герои войны становились героями кинохроники и в послевоенное время. Так в кадрах 1966 г. мы видим открытие памятника погибшим воинам в с. Ярополец. Присутствует множество военных, школьников, яропольчан. Первый секретарь Волоколамского райкома партии Азаров открывает митинг. За ним выступает Герой Советского Союза С.И. Младенцев, командовавший подразделениями кремлёвских курсантов осенью 1941 г. 

В послевоенные годы советские кинематографисты не оставили своим вниманием наш край. Многие известные режиссёры снимали в Волоколамске и его окрестностях эпизоды для своих картин. В Волоколамске в 1960 г. снимал свою дипломную работу Василий Шукшин. Его короткометражка называлась «Из Лебяжьего сообщают».

Младенцев и Азаров на откр пам курсантам (Ярополец 1966).JPG

Роман ВОЛКОВ

С тех пор множество игровых и документальных лент было снято на Волоколамской земле. Такое кинематографическое наследие закономерно подтолкнуло волоколамцев к созданию кинофестиваля. Сначала это было эхо ММКФ. Встречи с современным кино проходили в кинотеатре «Юность» и назывались «Волоколамскийсинематографъ». В затем зародился настоящий Международный кинофестиваль «Волоколамский рубеж», в котором не единожды принимал участие и руководитель киноклуба Р. Волков. Обо всём этом поведала в завершение встречи Татьяна Ивановна Бабурова.

Т.И. вспоминает истоки Волоколамского синематографа.jpg

Роман ВОЛКОВ

Итак, праздник «Волоколамского синематографа» состоялся и удался на славу!

Блогер ведёт запись.jpg

Роман ВОЛКОВ

Вступительное слово ведущего.jpg

Роман ВОЛКОВ

А впереди ещё много интересных встреч. Каких – экран покажет.