Волоколамский край

Онлайн
трансляция

Яндекс.Погода

понедельник, 15 июля

облачно с прояснениями+13 °C

Сейчас в эфире

Первое Подмосковное радио - "Радио-1"

Онлайн трансляция

Великая женщина Дома Романовых

06 июня 2018 г., 9:00

Просмотры: 183


24 мая в ЦКиТ «Родники» Волоколамский народный театр сыграл премьеру документального спектакля «Путь любви» о святой преподобномученице, великой княгине Елизавете Федоровне Романовой

К жанру документального повествования театр обращался не раз, когда спектакль посвящался исторической, тем более духовного звания личности – Иосифу Волоцкому, Преподобному Сергию. Это самый деликатный и достоверный способ рассказать о человеке, оказавшем влияние на  ход истории, на эпоху, в которой жил, на умы современников, взглянуть на личность и время глазами разных людей. Это возможность избежать искушения судить, домысливать и увлечься театральными экспериментами.

Волоколамскому  театру избежать такого искушения было несложно, поскольку коллектив отличается хорошим вкусом, чувством такта и всегда очень уважительно относится к литературному и историческому материалу, к авторскому замыслу драматурга.

Героиня спектакля – блистательная красавица, аристократка из  царствующего Гессенского Дома, оставившая свет и посвятившая свою жизнь служению бедным, сирым и убогим. О жизни, духовном подвиге и пути в православии великой княгини Елизаветы,  супруги великого князя Сергея Александровича, брата императора Александра III, написано немало и, увы, разного качества.  Режиссер театра «На валу» Ольга Буракова построила спектакль на переписке Елизаветы Федоровны с близкими и друзьями, на воспоминаниях очевидцев ее жизни – людей самых разных, что добавляет понимания личности и красок, сословий. И получилось цельное повествование о том, как маленькая девочка Элла, так звали ее родители, ездившая с матерью по приютам и госпиталям с подарками и получившая тогда первые уроки милосердия, ставшая русской княгиней, всей душой приняла православие и прожила жизнь истинной христианки – жизнь ради ближнего. Она создавала благотворительные общества, приюты для сирот и малолетних беспризорников, реабилитационные приюты для женщин – бывших заключенных, для чахоточных больных, объединила женщин разных сословий для помощи фронту во время русско-японской войны, открыла госпиталь и, наконец, выкупив усадьбу на Ордынке, основала Марфо-Мариинскую обитель, где до сих пор люди находят утешение в страданиях. Она простила убийцу своего мужа, террориста Каляева, и молилась за спасение его души. Вся жизнь ее проходила в непрерывных заботах, в организации  благотворительных дел и при этом, как вспоминали современники, она оставалась немного англичанкой – говорила с акцентом,  была строга, педантична и преисполнена королевского достоинства – все от воспитания в доме бабки,  королевы Виктории.  В ней кротость нрава, душевное целомудрие  и глубокая религиозность прекрасным образом совмещались с деловыми качествами и организаторскими способностями, что и позволило ей создать и руководить всей своей благотворительной «империей» даже в тяжелейшие для России времена. По фотографиям из семейного альбома Романовых можно проследить, как менялся с годами ее облик: нежное романтичное лицо стало походить на икону.

Семь актеров читают письмо за письмом,  и перед зрителем предстает величие жизни княгини  и  эпоха, в которой разворачивалась трагедия Дома Романовых. Здесь очень важно было не впасть в монотонность или,  напротив, не увлечься художественным чтением, чтобы не отвлекать внимание зрителей от глубокого смысла писем. Актеры справились. Живости спектаклю добавил слайд-фильм, который сопровождал повествование. Нерва добавила музыка – Шнитке и монастырский хор, контраст и единство, буря и покой.      

Режиссер Ольга Буракова о работе над спектаклем:

 - Мы не случайно выбрали эту тему. Думаю, пришло время рассказать  о Елизавете Федоровне, осмыслить глубину ее духовного подвига. Для нашего времени ее личность может стать нравственным ориентиром. Мы  учим своих детей быть успешными, сильными, уверенными в себе. Но мы не учим их Жертвовать. Мы даже боимся этого. Но, как же можно жить, не отдавая ближнему?! Мы не учим детей: если можешь, чем можешь, помоги! Насколько можешь, будь полезен!

Актеры, занятые в спектакле, внутренне были готовы к разговору о личности Елизаветы Федоровны. Читали о ней. Они верующие люди, поэтому им понятны поступки и мысли героини. В этом отношении нам было работать легко.

Настоятельница Марфо-Мариинской обители дала нам благословение на создание этого спектакля, но при условии, что это будет именно документальное повествование, а не пьеса.  Вместе с артистами мы ездили в обитель, побывали в квартире Елизаветы Федоровны, чтобы напитаться духом этого места.

Когда текстовая композиция была готова, настало время музыкального оформления спектакля. Нужную эмоцию я нашла у Шнитке. В его музыке отображена огромная эпоха. Использованы в спектакле  и распевы хора Свято-Елизаветинского монастыря в Минске. Я когда-то была в Минске, купила два диска и вот они нам пригодились.

Волоколамский народный театр выражает огромную признательность предпринимателю Александру Иванову, руководителю агентства «Волоколамская недвижимость», за помощь в подготовке спектакля!