Волоколамский край

Онлайн
трансляция

Яндекс.Погода

среда, 19 декабря

пасмурно-16 °C

Сейчас в эфире

Первое Подмосковное радио - "Радио-1"

Онлайн трансляция

Изюминка Путина в Волоколамске?

14 дек. 2018 г., 10:09

Просмотры: 17559


Туристический бизнес — один из самых прибыльных в мире. Вклад отрасли в мировую экономику превышает 10% мирового ВВП, что немногим меньше дохода, получаемого от торговли нефтью. Всего за год в США приезжает около 90 млн туристов

В 2017 году Президент РФ В. В. Путин обратил особое внимание на то, что на пути глубоких реформ для роста экономики наша страна может с успехом опереться на развитие внутреннего и въездного туризма, который включает создание современного туристского продукта, основанного в том числе на новых уникальных достопримечательностях, которые  в совокупности с привлекательными легендами и модернизированной инфраструктурой могут дать существенный гостевой поток в нашу страну.

Для сравнения Россию в 2014 году с целью туризма посетило всего 2,5 млн иностранцев, хотя наша страна по своим уникальным природным объектам входит в первую пятерку в мире, а по культурно-познавательным объектам (историческим памятникам, музеям, археологическим и другим достопримечательностям) в первую мировую десятку. Тогда как по общей туристской привлекательности занимает место лишь в конце первой сотни. То есть потенциал огромный, а интересных изюминок, привлекающих туристов, мало или они не известны.

Попробуем теперь разобраться в том, что мы имеем и, главное, что могли бы иметь. При этом мы не будем брать в качестве примеров разные безусловные центры мировой туристической привлекательности, в которых сосредоточено множество признанных художественных ценностей различных эпох и стилей. С ними в столицах и крупных мегаполисах в плане туристов по определению полный порядок, речь же пойдёт о небольших городах, где изначально нет и не было каких-либо антикварных шедевральных составляющих, но именно в которых была достигнута широкая туристическая  привлекательность.

100 жемчужин0 (4).jpg

Для этого коротко остановимся на зарубежном опыте, на примере той же Европы, где, в отличии от нас, курс «на культуру» характерен для всех городов, а не только для столиц. Здесь ещё в конце прошлого века хорошей идеей считалось строительство жилья или бизнес-центра на месте бывших заводов и фабрик. Но в последние годы многие такую практику прекратили и стали создавать то, что сегодня называют «креативный кластер». То есть во всем мире абсолютно естественно, что если историческое здание не попадает в формат какого-то крупного и дорогого проекта приспособления, тогда создание там креативного пространства – это практически безальтернативный путь и затем весь район становится настолько модным и популярным, что там появляются  вполне буржуазные лофты, отели, дорогие магазины и галерейно-салонные объекты. И все это – уже с привлечением существенных инвестиций. Потому что инвестиции гораздо проще идут в место, где уже есть позитивный имидж. Во всем мире, креативные пространства являются одним из основных драйверов изменений, поэтому сейчас в пересчете на количество жителей получается, что в каком-нибудь маленьком финском городке музеев в четыре раза больше, чем в той же культурной столице России – Санкт-Петербурге. При этом везде в Европе – развитием культурных объектов занимаются именно с участием государства, так гораздо проще запустить любой привлекательный проект, в том числе и частного характера. Властям же нужно только вовремя разглядеть свою местную достопримечательность, всеми возможными силами и средствами поддержать её и тем самым возвести её в ранг выдающейся, грамотно сделав её локомотивом всей политики по работе с туристическими потоками.

Приведём здесь в пример небольшой городок Лурд, что на юге Франции и, где местный родничок со своей легендой о необычной чудодейственной воде, привлекает сейчас такое огромное количество туристов, что обслуживанием их сегодня уже занимается более 350 отелей.

Далее вспомним  Барселону. Это очень  большой город, но примечательно, что самой популярной достопримечательностью в нём является именно мозаичный Парк Гуэль, созданный его автором в основном из отходов строительных материалов. А в маленьком австрийском посёлке Ваттенсв в округе Инсбрук совсем недавно был открыт музей кристаллов Сваровски, который ежегодно посещают до миллиона зрителей. При этом данный музей располагается даже не в здании, а в земляной пещере холма.

Теперь же остановимся на отечественных положительных примерах, самым ярким из которых безусловно является Янтарная комната в Екатерининском дворце города Пушкин Ленинградской области. Данный музейный бренд исторически славный, но саму комнату воссоздали буквально с нуля совсем недавно и она теперь принимает в год более двух миллионов туристов. Ещё такого уровня успешности из вновь созданного у нас нет, зато есть другие примеры очень положительного и грамотного музейно-туристического развития.

100 жемчужин0 (2).jpg

Тут следует  упомянуть маленький город Мышкин, что в Ярославской области и куда туристы могут добраться в основном только по реке. И они стараются сюда добраться, так как здесь есть множество всевозможных музеев, не огромных конечно, но по своему примечательных. Поэтому здесь даже выбирается ТОП-10 музеев и на каждого из 5.000 жителей (сравнительно с нашим Осташёво) приходится по 10 туристов в год.

Да и что далеко ходить, в подмосковной Коломне новых музеев тоже предостаточно и не зря же совсем недавно Музей Коломенской пастилы посещал даже сам президент России.

Также на Северо-Востоке от Москвы успешно функционирует комплекс  многодневных популярных среди иностранцев туристических маршрутов по городам ряда областей в рамках проекта «Золотое кольцо России» с «воротами» в него – через подмосковный Сергиев Посад.

Что же касается Московской области в целом, то старая программа «Губернское кольцо», а также и новые программы - это в основном однодневные радиальные маршруты, то есть завязанные на центральные отели  Москвы. Поэтому, например, Можайск и Волоколамск не соединяются напрямую, в результате чего исключается и Руза, и Осташево, и Пагубино, и Ярополец. Это и понятно, так как каждый город области не способен предложить обширную экскурсионную программу, рассчитанную более, чем на один день, не объединяется в общие маршруты с соседними городами, в связи с чем останавливаться в любом из подмосковных городов на ночь, а тем более на несколько дней не имеет никакого смысла, логичнее жить в Москве, где и сервис лучше, и больше туристических возможностей.

1 (1).jpg

А какова обстановка у нас, в Волоколамске? У нас оказывается есть регламент (2017), согласно которому город размера Волоколамска должен иметь только один музей. И это-то для Города воинской славы, Старшего Брата и Щита Москвы?! Всего-то один музей?! Да и музей-то местный довольно скромный, в основном краеведческий, находится во временном помещении, при этом в экспозиции его точно нет ничего значительного, то есть чего-то международного уровня и внимания. Для сравнения, в той же Беларуси в любом поселке есть подобный краеведческий музей со своими чучелами, прялками, экспонатами времён Великой Отечественной войны и картинами местных художников.

Буквально на днях стало известно, что именно в Волоколамске начало предлагаться супер новейшее программное видение в форме симбиоза агротуристического развития, в котором упор делается в основном на пленэры и сельское хозяйство и где даже ожидаются двухдневные экскурсии, но только возникает сомнение, что ради этого культурный поток иностранных туристов изменит своё направление из Москвы и расширится именно здесь, так как все главные туристические объекты расположены в Москве и в Северной столице.

Чем же мы можем привлечь в наш город туристов со всего мира? Своим, как и в других городах, небольшим набором старинной архитектуры, часто в плачевном состоянии? А именно очередными усадьбами? Гончаровых и Чернышовых в Яропольцеи Романовых (Муравьёвых) в Осташёво – нет, более, чем скромным по сравнению с  Московским, Коломенским и другими Волоколамским кремлём?  – Тоже нет, замечательным Иосифо-Волоцким монастырём – среди других далёких от Столицы монастырей? - К великому сожалению тоже очень маловероятно, а уж Кашинская лампочка Ильича – совсем не факт, что же остаётся? Можно сослаться на обновляемый сегодня, как символический центр военной истории 1941 года – Мемориал в Дубосеково, посвящённый 28 панфиловцам с его монументами-статуями и довольно примитивным бункером? Уверен, что тоже нет. Мемориал конечно важен, значим для нас да и для казахов-киргизов тоже, но не более того, даже китайцы специально посмотреть на него точно не поедут. И хотя недавно в тротуары и бункер данного мемориала вложили 200 миллионов, но на общую посещаемость это никак не повлияло, каков был в основном поток местных московских туристов, таким он в принципе и остался. Поэтому получается, что единственной международно значимой, но узко профильной  достопримечательностью Волоколамска на сегодня, как ни странно, пока является совсем не культурный объект, а расположенная в отдалении трасса Формулы-1, избранные и редкие гости которой так далеки от желания даже показываться в нашем городе.

Таким образом Волоколамск именно для иностранного туризма по факту малоинтересен, так как подобного и гораздо лучшего предостаточно везде и гораздо ближе к аэропортам.

Какой же выход? Куда вкладываться? Что изменит ситуацию? Как привлечь в Волоколамск именно въездной туризм и ещё тормознуть его на больше, чем дневная экскурсия? Что надо дать, чтобы заинтересовало именно всех туристов? Какую новую мировую фишку, оригинальную и прекрасную?  Какой новый центр международного туристического внимания, чтобы превратить Волоколамск не только в очередной ЖКХ-дорожно-благоустроенный город со сносно приличными туалетами, но ещё и в настоящую Культурную Столицу Подмосковья с туристической посещаемостью хотя бы до миллиона туристов в год, то есть точно не хуже того самого австрийского поселка?

Как же сделать так, чтобы туристы наконец-то всё-таки поехали и к нам тоже, и поехали массово, чтобы в электричках постоянно встречались по началу хотя бы китайцы, при этом не только за тем, чтобы купить куда-нибудь один билет и один сувенир, но ещё, чтобы покупали что-то другое, оставались бы переночевать, хорошо и много раз кушали и получали множество всевозможных услуг в виде развлечений и отдыха? А ведь туристическая аксиома очень проста - если туристу понадобятся хотя бы 2-3 дня на осмотр достопримечательностей, то это уже совершенно другая история, другой экономический эффект, другие доходы, это уже как раз та самая целая новая прибыльная отрасль, а с нею многочисленный ряд новых рабочих мест, новое развитие местной экономики и инфраструктуры, а в итоге подъём общего благосостояния и национальной гордости, как это везде происходит в нормально развивающихся странах.

И выход оказывается есть! Раз мы тут не можем показать свою Янтарную комнату, тогда давайте предложим следующую непревзойдённую никем в мире местную амбициозную наработку, а именно: «То, что не смог сделать Фаберже!», «Новый вид искусства!», «Новое национальное достижение!», «Новое русское чудо!», «Визитку России в медально-монетном деле!». И т.д. и т.п… Давайте предложим свою новую «изюминку», а именно  - «Эмалевую комнату Андрея Манджоса», где мы сможем показать искушенному туристу первые в мире мозаичные медали и мозаичные оклады икон, двигающуюся и витражную мозаику, фарфор и шерсть с мозаикой, мозаику на бумаге, эмаль на дереве и ещё много чего примечательного и никем невиданного доселе. Рассмотрим также и другие необычные проекты художника, другие новые, инновационные и занимательно-познавательные идеи по созданию«изюминок» как местного, так и мирового уровня, при этом сделаем это по-взрослому, то есть не только детально и взвешено, но и активно, комплексно, масштабно.

Для всего этого только и надо принять за основу один его общий проект – «100 Жемчужин Волоколамска», главной идей и структурой которого будет являться комплекс туристических маршрутов по многодневному посещению 100 достопримечательностей  Волоколамского района в рамках «1-го Серебряного кольца Московии» - культурологического объединения ряда ближайших районов с центром в Волоколамске. При этом въездными воротами в такое кольцо стала бы Истра с дневной экскурсией по монастырю и музею «Новый Иерусалим», после чего уже с ночевками в Волоколамске и дальнейшим проведением систематических маршрутов по его всевозможным многочисленным достопримечательностям на каждом шагу и по всему Волоколамскому краю. При этом сердцем всего этого и стал бы достойно расположенный и удобный для посещения туристами Музей «Эмалевая комната Андрея Манджоса», который как новый и привлекательный бренд вскоре бы изменил ситуацию настоящего международного туристического внимания в лучшею сторону и обеспечил бы большой культурный поток туристов со всего мира.

Теперь откуда же брать все эти жемчужины для такого комплекса, для всех этих маршрутов? Что же всё-таки может предложить Волоколамск именно нового, свежего, нетрадиционного и очень занимательно привлекательного для иностранного и более широкого внутреннего туризма помимо указанных выше старых имеющихся культурных объектов-памятников?

В первую очередь, сюда конечно можно отнести блок достопримечательностей, связанных непосредственно с данной Эмалевой комнатой Андрея Манджоса и его Школой эмалевой мозаики – этим новым потенциальным локомотивом международного внимания среди волоколамских достопримечательностей. К этому блоку относятся также: «Глобус Памяти и Скорби» в ювелирном и монументальном выражениях, «Большой Георгиевский Крест», «Придорожные киоты России» и другие проекты.

Далее очень интересна и необычна тема Мозаичного Движа, то есть представить многое вокруг нас в другом, мозаичном разрешении, а ещё точнее не в традиционной какой-то мозаичной технике, как у всех и везде, а именно в виде росписи различных объектов с помощью совершенно новой авторской технологии «Мозаичное граффити Манджоса». Впервые создав посредством этого нетривиального разрешения всевозможные многочисленные монументальные панно и формы, украсив ими многие места города и района, при этом особое внимание уделив уже имеющимся и подлежащим реконструкции объектам, например, таким как Центральный стадион, Центральный парк, Следственный изолятор и т. д. Наполняя их более широким смыслом и содержанием, превращая их из местечково формальных в международно значимые структуры. Другое видение, другой подход и другие принципы изменили бы обстановку кардинально, превратили бы наши объекты в необычные и центровые, чтобы их захотели специально посетить все приезжие, а не только жители из соседних домов, редкие спортсмены и уголовники. Скажем просто – надо создать свой повсеместно узнаваемый новый кластер, свою особенную на каждом шагу креативно-колоритную харизму, свой многообразно привлекательный музейный край вместо обычной серой посредственности.

В-третьих, это комплекс повсеместных креативно-необычных воссозданий различных старых объектов природы и инфраструктур разного толка, а также создание и обустройство совершенно новых достопримечательностей не связанных с мозаичными идеями, в том числе «Галереи Неизвестный солдат», «Лабиринта Матрёшка», «Ярмарки Во-Во!», «Русских витязей», «Дуба у Лукоморья», «Чёрного графского пруда», «Звезды Богородицы», «Чудесного спасения», «Аттракциона счастья», «Небесных деревьев», «Гранаты-Великан», «Гнёзд 1941 года», «Партизанской деревни» и т. д. и т. п. Одна только деревня Пагубино, если подумать творчески, уже сейчас может предложить целый ряд таких проектных достопримечательностей различного вида. И здесь уже в качестве ещё одной «изюминки» выступает первый в России клуб старой французской игры в петанк, который проводит турнирные соревнования «Пушечное ядро Волоколамска», которым бы позавидовали многие во всём мире, если бы были созданы соответствующие условия для этого.

Поэтому, если по-государственному и по-хозяйски постараться изменить ситуацию в целом, то надо начать вкладываться именно в новые культурные «жемчужины». В целом, чтобы в итоге везде стали говорить примерно так: «Советую посетить Волоколамск, так как именно там находится Эмалевая комната и так много всего другого, что следует  провести там пару-тройку дней и всё осмотреть, точно не пожалеете!». Чтобы и японскому рыбаку, и бразильскому виноделу, и американскому пенсионеру было интересно! Китайцев же даже звать не придётся особо, достаточно будет только уведомить их о нашей главной изюминке, которая по мнению многих превосходит их знаменитую Пекинскую эмаль, и о месте их погибших на «Глобусе Памяти и Скорби», а они уж сами оседлают наши мозаично раскрашенные электрички.

Отдачу же посчитать несложно. При этом очень важно сделать грамотный первый шаг -  принять решение по генеральному плану развития такого общего проекта, а затем, опираясь на приоритеты, решать задачи именно комплексно, внушительно, с десятками новых культурных объектов сразу и ни в коем случае не растянуто по очереди на многие годы. Пусть даже где-то будут недоделки, но масштаб идеи и подхода должен поражать сразу, чтобы этим и запоминалось уже наше настоящее и об этом говорили сразу как уже о свершившемся факте. При этом нужно сразу учесть и возможное развитие некоторых новых объектов в перспективе (это как Музей стразов у австрийцев, молодой ещё, а уже дважды расширявшийся). Всё должно быть очень комфортно и прилично для посещения многими тысячами туристов, которых в обязательном порядке, помимо главной международной «заманухи» - «Эмалевой мозаики» и «Эмалевой комнаты», нужно будет обеспечить всего тремя основными для туриста условиями - наличием: 1. туалетов. 2. питания и 3. многочисленных объектов для фотографирования.

И, наконец отметим, что недавно проводился конкурс на туристический логотип города Смоленска, тогда как в Подмосковье и тем более в Волоколамске такими категориями ещё никто пока даже и не мыслит. В Волоколамске сегодня вообще никто о развитии культурного международного туризма пока серьёзно не думает, поэтому и не рассматривает уже имеющиеся проекты внимательно и в деталях. Так не пора ли Старшему Брату Москвы наконец-то вырасти из детских штанишек и превратиться из дотационного в процветающий город, район и край международной привлекательности и значения?

М.Мудрецов

ОБСУДИМ СТАТЬЮ? ОТЗЫВЫ НАПРАВЛЯЙТЕ НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ ranakada@bk.ru

2345 (3).jpg

Этого не смог даже Фаберже!. Читайте в следующем номере "ВК"

Похожие новости

Шанс для одной области

14 дек. 2018 г., 9:46

Этого не смог Фаберже!

14 дек. 2018 г., 13:11