Возьми газету бесплатно

Волоколамский край

Онлайн
трансляция

Яндекс.Погода

вторник, 12 ноября

пасмурно+1 °C

Сейчас в эфире

Первое Подмосковное радио - "Радио-1"

Онлайн трансляция

Еще один рубеж взят на XVI кинофестивале в Волоколамске

14 окт. 2019 г., 15:50

Просмотры: 1311


С каждым годом программа фестиваля «Волоколамский рубеж» смело расширяет свои границы

В целом же возникает портрет нашей Родины с ее трагической и мужественной историей в прошлом и настоящем. Так постепенно прокладывается путь в будущее. Этому немало способствует точно спрессованный материал, положенный в основу многих кинолент фестиваля, рождая у зрителей веру в экранное действо. Причем независимо от того, с каким временем конкретно связаны сюжеты картин.

На ХVI фестивале превалировали фильмы, связанные с сегодняшним днем, его острыми, трудно разрешимыми проблемами, которые близки едва ли не каждому россиянину.

Такой увиделась картина «Луганская повесть» кинодокументалиста Валерия Тимощенко, известного своими страстными, задиристыми, требующими ответа фильмами. На этот раз режиссер едет в Луганск и снимает картину, впрямую связанную с событиями 2014 года, когда там сложилась пиковая ситуация. Тимощенко становится в один ряд с ополченцами – вчерашними рабочими, учителями. Он отдает им не только визуальное пространство ленты, но и ее звуковой ряд. Их голоса тверды, уверенны. Их речь проста, ясна, что придает дополнительный эффект картине своей неподдельной правдой.

С «Луганской повестью» сходством интонации отчасти перекликается лента Наталии Рудановской «В гостях у ветеранов Донбасса». И здесь о своей доле рассказывают сами пожилые люди, которых война лишила крова, привычного образа жизни. У кого-то война отняла близких. Но даже об этих горьких утратах люди говорят скупо, сдержанно. В ожидании победы, – а они верят в нее, – отказываются предпочесть покой, купленный уступкой врагу.

Елена Квардакова, молодой режиссер из Казахстана, в прошлом году была удостоена награды на «Волоколамском рубеже». На ХVI фестивале показана новая работа Квардаковой «Путь к Победе». В Илийском районе Алма-Атинской области режиссер отыскала ветеранов Великой Отечественной войны. Старые люди вспоминают прошлое и молодеют на глазах. Они говорят живо, смело, без ненужного в этой ситуации пафоса. Они воевали и сделали то, что должны были сделать. Подругому поступить не могли. Возникает нравственная скрепа с другим, отдаленным от нас столетием, временем. Неожиданная, если прибегнуть к формальным сравнениям. На самом деле объединяет героев тема долга перед своей землей. Не будь этого, мы не выиграли бы в жестокой Второй мировой войне, спасая не только Родину, но и весь мир.

Режиссер Роман Волков – уроженец Волоколамска. В годы Первой мировой войны в городе была могила великого князя Олега Романова, племянника последнего русского императора, погибшего на фронте. Советская власть в начале двадцатых годов прошлого века варварски разорила ее, выбросив останки. Сегодня на памятное место приводят школьников, чтобы рассказать им о подвиге князя Олега, отважного офицера, первого в семье Романовых, добровольно ушедшего на фронт. Волков снял картину о его высоком служении Родине. Фильм «Последний экзамен лицеиста» похож на глубокий вздох человека, тоскующего по юноше-романтику, по его безоглядной любви к Отчизне и чувству долга. Пусть он жил в другое время, в другой среде, в других обстоятельствах. Но режиссер помог нынешним ровесникам Олега Романова, узнавшим о судьбе великого князя, соприкоснуться с его душой и задуматься о самих себе. И это дорогого стоит.

Григорий Игулдин в фильме «Рейд на Дуклу» обратился к сюжету, посвященному антифашистскому восстанию в Словакии в 1944 году. Немцы, уже понимающие, что война ими проиграна, яростно идут в бой. Словаки отвечают: «Нет! Так быть не должно!». Картина близка к жанру документальной повести; она идентична происходившему еще и благодаря ее пронзительной правде, жесткой до боли, порой беспощадной. Особенно волнуют эпизоды, рассказывающие о советских солдатах, пришедших на помощь малочисленным словакам. Это и принесло победу.

Картины о спорте сегодня в чести. Фестиваль предложил зрителям два фильма на эту тему. Обе картины – это кинопортреты выдающихся спортсменов, принесших славу своей стране, – Игоря Тер-Ованесяна и Давида Ригерта. Их имена, несомненно, всколыхнут память людей старшего поколения. Неслучайно автор ленты Владимир Эйснер назвал фильм «Ригерт» звучной фамилией своего героя, знаменитого атлета, знавшего и радость победы, и боль поражения. Режиссер снимает картину о друге: во всяком случае, так она звучит интонационно. Монтажно она выстроена мягко, иногда даже умиротворенно, что закономерно для возраста героя. Темперамент проявляет себя в хронике, где Ригерт молод, хорош собой, весь устремлен к победе. Сейчас для него наступили часы покоя. Он ушел от городской суеты, его загородный дом вместил большую семью – сыновей, невесток, внуков... Кажется, забыты взлеты, падения... И все же в памяти людей остается лучшее из пережитого ими. Тем более, у Давида Ригерта, шесть раз побеждавшего на мировых соревнованиях. И все же почти постоянная атмосфера полного душевного благоденствия постепенно становится излишне умиленной. Она порой исчезает, когда в рассказ врывается мощный темперамент героя. Но, к сожалению, это случается не так часто.

Не исключено, что Сергею Головецкому, автору фильма «Полет чемпиона» об Игоре Тер-Ованесяне, помог в создании картины характер его героя. О таких людях говорят: «вечно юный». Тер-Ованесян – высокий, стройный, постоянно в движении. Его длинные ноги меряют километры. Он всегда готов к общению, независимо от возраста и статуса собеседника. Во взгляде – непреходящая энергия и способность делиться с другими своей жизнестойкостью. Головецкий вместе с операторами Евгением Кокусевым и Иваном Алферовым уловили саму суть характера героя и выиграли...

В целевых программах кинофестиваля особняком стоит картина Татьяны Скабард «Сенин день». Фильм о добре и зле, каким задумала и талантливо реализовала свой замысел режиссер. Понятия абстрактные всегда обретают у Скабард конкретное звучание. На этот раз она говорит с нами о судьбе животных, не просто брошенных на произвол судьбы, но израненных людьми. Случается, почти смертельно. Почти, если они попадают в руки тех, кто лечит, кормит, помогает зарасти ранам. Добрым людям. В «Сенином дне» это врачи, служащие, волонтеры, работающие за копейки, но отдающие свою любовь, свое сострадание, свои силы обиженным и оскорбленным животным. В центре картины – медвежонок Сеня. Он поступил с тяжелейшими ранами, буквально исполосованный ими. Сене сулили три месяца жизни – он прожил три года. Ласковый, доброжелательный, радостный звереныш, которого нельзя было не любить. Эту картину должны смотреть все. Даже если десять человек из ста проникнутся ее болью, ее высоким смыслом – это победа.

Игровое кино уже заранее радовало участием в конкурсе фильма «Мальчик русский». Это дебют Александра Золотухина, ученика Александра Сокурова. Имя мэтра стоит в титрах картины в качестве художественного руководителя, и это ощутимо на экране – но в той мере, чтобы дать ученику простор для собственного замысла. Тема Первой мировой войны сегодня заняла немалое место в кинематографе и телесериалах. Золотухин выбирает этот момент нашей истории для рассказа о юноше, по сути, мальчике, мечтавшем совершить подвиг во славу Отечества. Герой проходит через немыслимые страдания. Предельно простая история на экране вырастает в огромную метафору. По мере просмотра зритель приближается к дымящемуся кратеру вулкана, который заканчивается трагическим взрывом. Мальчик уже в первый день своей жизни на войне перенеся химическую атаку со стороны немцев, теряет зрение. Казалось бы, остается единственное: вернуться домой и вести жизнь изувеченного инвалида. Но уйти он не может. На фронте происходит братское единение солдат, замешанное на любви к Родине, хотя впрямую никто об этом не говорит. Это сокровенно и органично – как иначе можно устоять и выстоять на войне! Мальчик через физические муки, отчаяние приближается к тому, ради чего продолжает жить. В картину врезаны кадры подготовки оркестрантов и солиста к концерту классической музыки. Звучит Второй концерт Рахманинова, родной для русского человека. Этих фрагментов несколько. Звук усиливается, ведет за собой. После чего поначалу странные врезы врастают в наше сознание, они тоже говорят с нами. О картине Золотухина будут еще много писать, много говорить, много спорить. У меня она вызывает еще и гордость за нескончаемый потенциал талантов в искусстве, которые начали приходить и в кино.

В игровой программе зрители с интересом отнеслись к фильму «Балканский рубеж» режиссера Андрея Волгина. По жанру это крепкий боевик с продуманным сюжетом о борьбе российской спецгруппы за контроль над аэродромом в Косово. Русской спецгруппе выпадает бой с террористами. Поражение может очень скоро разразиться новой мировой войной. Сила картины в ее ритме, в точно подобранной группе актеров. И среди них Равшаны Курковой – российской актрисы, чья работа была удостоена премии на фестивале. Фильм захватывает. Зрители втянуты в борьбу неравных сил, в смертельно опасную орбиту нарастающего безжалостного сражения. Волгин отлично чувствует жанровую природу материала и справляется с ней.

Война, ленинградская блокада... Сколько фильмов снято об этом! Но не угасает боль, и память ждет новых романов, спектаклей, картин. Владимир Потапов снял картину «Крик тишины» о судьбе молодой женщины, которая в дни блокады спасла маленького мальчика. Действие концентрированно; стилистика, все образные средства, кажется, направлены на то, чтобы зрители молча или вслух в который раз сказали: «Мы не позволим повториться этим страданиям!».

Подобная мысль живет и в других фестивальных картинах, особенно тех, в которых герои – дети. Они появляются в фильмах «Мамины шпильки», «Солдатик». И дорого само внимание кинематографистов к этой всегда волнующей теме. Тем более сейчас, когда детское кино почти «угасло». В этом списке – картина режиссера Александра Галибина «Сестренка», экранизация рассказа Мустая Карима «Радость нашего дома». Два маленьких героя выходят в фильме на первый план – башкирский мальчик Ямиль и девочка Оксана, спасенная нашими солдатами. Один из них отправляет Оксану в его родное село, в свою семью, где растет Ямиль. Так начинается история о том, как оттаивала душа девочки, попавшей к добрым людям.

Фестиваль еще раз доказал, что он говорит со зрителем на языке кино, ищет новые имена и собирает талантливых людей в легендарном Волоколамске.

Эльга ЛЫНДИНА.

СК-Новости

9 от 16 сентября 2019.