Яндекс.Погода

среда, 23 сентября

ясно+9 °C

Сейчас в эфире

Первое Подмосковное радио - "Радио-1"

Дорогие адреса Волоколамского шоссе: события военного времени

22 июня 2020 г., 13:00

Просмотры: 175


В подшивке «Заветов Ильича» за 1974 год (так раньше назывался «Волоколамский край») я нашла подборку краеведческих заметок рабкора газеты Л. Громова, среди которых есть материалы  о событиях осени-зимы 1941 года на волоколамском направлении. Как пишет сам автор, он всю жизнь собирал историю родного Волоколамска  из всех источников – от  книг и газетных вырезок до открыток. Он предложил читателям мысленно проехать по Волоколамскому шоссе и остановиться в памятных местах этого маршрута, который берёт  своё  начало  от станции метро «Сокол». Мы тоже последуем  за Л. Громовым, но остановки будем делать только в местах, связанных с войной.

Покровское-Стрешнево

Между станциями Покровское-Стрешнево и Тушино, рядом с Волоколамским шоссе, расположена Центральная клиническая больница МПС. В годы войны большая часть её была отдана под военный госпиталь.

 

Снегири

Между Дедовском и Снегирями находится деревня Ленино. Раньше она называлась Лупиха. Знаменательное совпадении - именно отсюда и начался разгром немецко-фашистских войск на волоколамском направлении. От железнодорожной станции Снегири начали свой боевой путь дальневосточники. В конце октября 1941 года на станцию  прибыли эшелоны с людьми и боевой техникой под командованием  полковника  А. П. Белобородова, впоследствии дважды Героя Советского Союза, генерал-полковника.

Сибиряки быстро выгрузились и заняли позиции в лесах южнее г. Истры. В посёлке Снегири установлен памятник – танк Т-34. Он застыл на том месте, где защитники столицы остановили гитлеровские полчища.

ЕГ 2.Снегири. Воинам-сибирякам.jpg

Истра

В годы войны этот город был полностью сожжён. Интересна история моста через реку Истра между городом  и Иерусалимским монастырём. При отступлении наших войск мост не пострадал.  В ноябре 1941 года под плотными колоннами фашистских танков и автомашин мощный взрыв разметал опоры моста. Для немцев это стало неожиданностью. Мост  был окружён тремя  рядами колючей проволоки, охранялся днём и ночью и казался недосягаемым для советских партизан. Как стало известно из печати (журнал «Юность» №4 за 1972 год) опоры моста были подорваны с помощью серии радиоимпульсов, переданных с армейской рации к зарядам, содержавшим более тонны гексогена. Взводом специального минирования командовал лейтенант Евгений Кожухов.

ЕГ 3. Истра. Освобожденный город.jpg

Новопетровское

«В Ново-Петровском Волоколамское шоссе проходит под линией железной дороги.  Сразу за путепроводом на правой стороне шоссе мы видим новый домик, окрашенный зелёной краской, на нём табличка: «Здесь жила Александра Григорьевна Кузнецова, а теперь живёт её сын Пётр Иванович, которые в декабре 1941 года для перехода танков корпуса Катукова  через речку Маглушу разобрали свой дом для наведения переправы», - сообщает рабкор Л. Громов.

Ещё 23 года после войны Кузнецовы жили в сарае. В 1964 году бывший комиссар полка 1-й гвардейской танковой дивизии, полковник запаса Я. Я. Комлов, проезжая по местам боёв в Волоколамск, вспомнил о подвиге русской женщины из села Новопетровское, нашел её, живущую в сараюшке, рассказал об этой несправедливости М. Е. Катукову.  Благодаря вмешательству маршала   Александра и Пётр Кузнецовы  за свои патриотический поступок  были  удостоены  орденов Отечественной войны 1 степени и получили новый дом.

2.jpg

Деньково

По обе стороны Волоколамского шоссе раскинулась  деревня  Деньково. Здесь  шли тяжёлые бои, о которых хорошо написано в книге Е. Белова «Сыны Отчизны».

«Ночью 16 ноября 23-я отдельная танковая бригада, которой я командовал, получила приказ вступить в бой  в районе Деньково. Кого послать в Деньково? Мы знали, что враг бросил на этот участок фронта танков в 10 раз больше, нежели могли выставить мы.

 – Мне кажется, что там выстоят только танкисты капитана Босова, - сказал комиссар штаба бригады Каминский.

Двенадцать вражеских танков замерли на месте, окутавшись клубами дыма. Остальные, не выдержав нашей контратаки, покинули поле боя. Велики были и наши потери. Смертью храбрых пала почти половина автоматчиков батальона Яковлева, погиб и капитан Босов».

В Деньково был перенесён прах героя - танкиста Лавриненко, погибшего при наступлении наших войск  под д. Анино 18 декабря 1941 года.            

ЕГ 4. Новопетровское. Танк  Лавриненко..jpg

Лесодолгоруково

В нескольких метрах от линии  железной дороги стоит памятник. В грозном 1941 году в локомотивном депо Подмосковная был построен  и сформирован бронепоезд, который действовал на волоколамском направлении, громя немцев, рвущихся к Москве.

Бронепоезд был грозой для немцев. Несколько раз противник пытался уничтожить его с воздуха. В один из осенних дней  от бронепоезда был отцеплен бронированный паровоз и отправлен на ремонт. Взамен был прицеплен простой локомотив. Машинистом был Василий Караванов из депо Подмосковная.

18 сентября 1941 года немецкий самолёт-разведчик обнаружил бронепоезд на          ст. Лесодолгоруково.  На станцию налетело несколько фашистских самолётов. Машинист пытался вывезти поезд из под бомбёжки.  Но прямым попаданием бомбы был выведен из строя паровоз и погиб Караванов. Погибли и некоторые бойцы из экипажа бронепоезда.  Всех их с воинскими почестями похоронили на станции Лесодолгоруково.

«Теперь не встретишь на всём участке до Волоколамска паровозов. Мимо станции проносятся скорые поезда  и два поезда-памятника «имени  Д. М. Карбышева» и «Панфиловец», и каждый раз  машинисты  подают протяжный сигнал в честь машиниста и бойцов бронепоезда, отдавая дань уважения погибшим в боях за Родину», - закончил свой рассказ о маршруте воинской славы Л. Громов.

ЕГ 6. Бронепоезд.jpg

Елена Данилова.