Волоколамский край

Онлайн
трансляция

Яндекс.Погода

воскресенье, 16 декабря

ясно-11 °C

Сейчас в эфире

Первое Подмосковное радио - "Радио-1"

Онлайн трансляция

Задания на завтра

02 сент. 2018 г., 8:00

Просмотры: 527


Губернатор Подмосковья Андрей Воробьев – о зарплатах, инвестициях, стройках и чиновниках

С первых дней работы на посту губернатора Московской области Андрей Воробьев завел правило: несколько дней в неделю проводить «в полях» – в рабочих поездках по муниципалитетам. «Поначалу везде слышал одно и то же: все застроено, гулять негде, с детьми пойти некуда. Дорог нет, детских садов нет...» – вспоминает глава региона. Его и теперь встречают не одними лишь благодарностями, но запросы у населения стали другими. О том, что волнует жителей области сейчас, шел разговор на «Деловом завтраке» в «Российской газете».

СКОЛЬКО ШКОЛ В ГОДУ?

– Андрей Юрьевич, прежде всего скажите: школьников в новом учебном году в Подмосковье будет больше? Вы как-то обмолвились, что ежегодно их число прирастает на 30 тыс. человек. Тенденция сохранилась?

– В этом году будет больше на 41 тыс. Всего за парты 1 сентября сядут более 852 тыс. школьников, 93 тыс. из них – первоклассники.

– Многим ли ребятам придется учиться во вторую смену?

– Начинать учебный день с обеда будут порядка 50 тыс. детей. Но мы взяли на себя обязательство ликвидировать вторую смену к 2022 году и планомерно идем к его исполнению. В этом году откроем 19 новых школ, 9 примут учеников 1 сентября, остальные – до 1 января. Это современные просторные здания, многие из которых рассчитаны на 1–1,5 тыс. учеников, как, например, школа в красногорском микрорайоне Путилково, которую мы приняли на прошлой неделе. Там два спортивных зала, бассейн, игровая зона для первоклассников, ремесленные мастерские для учеников постарше. Будут работать медицинский и стоматологический кабинеты, есть все возможности для инклюзивного образования. Но по-настоящему прорывными станут 2020–2021 годы, когда планируем открыть более 100 школ. При этом у нас продолжается программа строительства детских садов.

– Так вроде говорили уже, что очереди в детсады побеждены.

– Мы построили почти 400 детских садов и сказали о том, что решили проблему с местами для детей от 3 до 7 лет. И в большинстве муниципалитетов очереди действительно побеждены. Но в Балашихе, Красногорске, Одинцове, Химках и других близлежащих к Москве городах садиков вновь не хватает. Это крупные муниципалитеты, где строится много жилья. Будем продолжать выделять на эту программу деньги.

– А ясельные группы в новых детсадах открывать планируете?

– По возможности открываем. Но скажу откровенно: численность населения области ежегодно прирастает на 100 тыс. человек. Многие приезжают с семьями, детьми. И стратегической задачей являются не ясли, а именно детсады.

БЮДЖЕТ ДЛЯ БЮДЖЕТНИКОВ

– Какова средняя зарплата в Московской области? Как на ее фоне выглядят зарплаты работников бюджетной сферы?

– Средняя по области – 49 тыс. руб. У врачей средняя зарплата 89 тыс., у медсестер – 50 тыс., младший медперсонал получает 43,6 тыс. руб. Средняя зарплата учителя – 61 тыс. руб., воспитателя в детском саду – 55 тыс. Работники культуры получают 45,8 тыс. руб. И с 1 сентября у нас очередное повышение. Врачам, среднему медперсоналу и работникам муниципальных учреждений культуры – на 15%, специалистам учреждений социального обслуживания, работникам государственных учреждений физкультуры и спорта – на 10%, мастерам производственного обучения, преподавателям профессиональных организаций и преподавателям организаций высшего образования – на 5%, молодые учителя и классные руководители будут получать ежемесячную доплату в размере 5 тыс. руб.

Не имеет значения, местный ты житель или приезжий. Социальную ипотеку в Подмосковье получают врачи, за которых пациенты голосуют ногами

– Врачи в Подмосковье получают на порядок больше учителей, и при этом вы не раз говорили, что врачей не хватает, а в педагогах недостатка нет. Парадокс!

– Ничего удивительного. В области три вуза, которые готовят учителей. А вот своего медицинского института нет. Будущие врачи учатся в Москве, там же стажируются, сравнивают зарплаты – в столице они, конечно, выше. Мы форсированно решаем эту проблему, обеспечиваем медработников служебным жильем. Приняли программу социальной ипотеки, когда специалист, в котором мы заинтересованы, оплачивает только проценты по ипотечному кредиту, а остальное, включая первый взнос, гасит область. Такой программы больше нет ни в одном регионе. Недавно ввели ежемесячную доплату в размере 32 тыс. руб. для терапевтов и педиатров – это самые дефицитные в наших поликлиниках специальности. И несмотря на это, врачей не хватает. За пять лет к нам пришли 5 тыс. специалистов. Нужно еще порядка 2 тыс.

– Может, слишком жесткие условия выдвигаете для претендентов?

– Нужная области специальность, хорошие рекомендации главврача после шести месяцев работы – и ты можешь подавать заявление на участие в программе. И не имеет значения, местный ты житель или приехал из другого города. Социальную ипотеку получают те, кто хорошо себя зарекомендовал, к кому охотно идут пациенты.

МОСТЫ НАДЕЖДЫ

– Когда собирали вопросы для «Делового завтрака», знаете, что удивило: жители много спрашивают про мосты. Такая большая проблема?

– Не скажу, что большая, но есть муниципалитеты, где на другой берег реки – разве что вплавь. Классический пример – красногорский микрорайон Павшинская пойма. Люди видели метро из окон домов, но их разделяла Москва-река. Зимой жители шли до метро напрямую по льду, в другие времена года – ехали на маршрутке, в объезд, по пробкам. «Нам нужен мост!» – это было первое требование жителей Павшинской поймы. И первый мост, который мы построили, был именно там. Дальше – Дубна, где обветшал двухполосный переезд через Волгу. Две части наукограда, где находится крупнейший в стране центр исследований в области ядерной физики, оказались отрезаны друг от друга. Сейчас там завершается строительство четырехполосного моста с тротуарами и пешеходными переходами. Этот мегапроект мы реализуем при поддержке федерального бюджета – мост длиной 1,2 км обошелся почти в 9 млрд руб.! Для сравнения: все три этапа строительства 11-километрового западного объезда Сергиева Посада стоят 6,8 млрд.

– И сколько времени строятся эти 1,2 км?

– Третий год. Строим с опережением – пустим рабочее движение по мосту в декабре этого года, хотя по плану должны были только в начале следующего. В этом году также закончим строительство моста через реку Нара в Серпухове, в следующем – через Клязьму в Щелкове.

– Область входит в пятерку регионов с самой большой протяженностью дорожной сети – 40 тыс. км. Видно, что на их содержание и ремонт в последние годы денег не жалеют. Но почему все чаще появляется информация о строительстве платных дорожных объектов? Одних платных путепроводов планируется построить девять.

– На содержание, ремонт и строительство дорог мы ежегодно выделяем более 30 млрд руб. Это большие деньги. В частности, за пять лет в рамках президентской программы по развитию Московского транспортного узла в Подмосковье было построено 22 путепровода через железную дорогу. Долгопрудный, Тучково, Нахабино, Одинцово, Ступино и еще ряд городов получили свободные переезды. Остроту проблемы мы таким образом сняли. Но это не значит, что перегруженных переездов в области больше не осталось. В бюджете пока денег на их разгрузку не хватает, но готовы подключиться инвесторы. Почему нет? Платные путепроводы появляются только там, где есть возможность сохранять бесплатную альтернативу. Хочешь – жди бесплатного проезда у закрытого шлагбаума, не хочешь – езжай по путепроводу за 40 руб. Кстати, за полчаса ожидания на холостом ходу двигатель машины сожжет около литра бензина, то есть те же самые 40 руб.

– Еще вопрос, связанный со строительством. Обманутые дольщики, и в частности дольщики Urban Group. В какие сроки, на ваш взгляд, может быть решена их проблема?

– Тема дольщиков, к сожалению, для нас до сих пор актуальна. Их стало значительно меньше – за пять лет мы раздали больше 22 тыс. ключей. В этом году собирались выдать еще 5 тыс. Оставались сложные точечные объекты, но это уже никакие не тысячи граждан... И тут – Urban Group. Эта компания была одним из ведущих застройщиков на областном рынке, строила дома повышенной комфортности, покупатели платили за это дополнительные суммы. И работал застройщик в самых успешных муниципалитетах – Красногорске, Химках, Ленинском районе, Одинцове – между Рублевкой и платной трассой. И рентабельность проектов, как мы сейчас видим, была не меньше 30% даже в самые сложные годы. А потом случилось то, что случилось: Urban Group – банкрот. Вот такой человеческий фактор.

– О каком количестве дольщиков идет речь? Везде называются разные цифры.

– 14 тысяч, насколько я знаю. Там есть проблемы с передачей проектной документации от застройщика, поэтому в реестр требований еще даже не все пострадавшие включены. Но принято принципиальное решение: все дома, в которых были заключены договоры долевого участия с физическими лицами, будут достроены. Есть «дорожная карта» по достройке объектов до 2021 года. Правда, на первых встречах с дольщиками мы вели речь о том, чтобы уже начатое строительство довести до конца, а там, где стройка еще не началась, вернуть людям деньги. Но дольщики большинством голосов сказали: денег не нужно, постройте дома, мы готовы ждать. При таком раскладе давайте смотреть на вещи реально, сроки поплывут, растянутся. Там нужно достраивать и объекты социальной и инженерной инфраструктуры, это порядка 17 млрд руб., и жилье – а это еще под 8 млрд. По федеральному законодательству за защиту прав дольщиков отвечает федеральная структура – ДОМ.РФ. Они будут достраивать жилье. Но мы тоже активно включаемся в работу – всетаки это наша территория, да и компания входила в Ассоциацию застройщиков Московской области.

– Пример с Urban Group не подвигнет вас на какие-то ограничения в деятельности подмосковных застройщиков?

– Все ограничения уже приняты на федеральном уровне. Вводятся эскроу-счета – деньги дольщиков будут поступать не застройщику, а в банк. И уже банк станет финансировать каждую конкретную работу на объекте – закупку бетона, арматуры, оконных блоков... И пока дом не будет построен, ни рубля себе в прибыль застройщик взять не сможет.

ДЕНЬГИ ЛЮБЯТ ТИШИНУ

– Насколько вырос областной бюджет за последние годы?

– Пять лет назад было 450 млрд руб. В будущем году, я не хотел бы хвалиться раньше времени, но мы рассчитываем приблизиться к 700 млрд. В 2014– 2015-м было тяжелое время – санкции, падение экономики... Тем не менее движение вверх у нас есть.

– Вы стали родоначальником подмосковных отраслевых форумов – овощного, молочного. На них приезжает очень много народу. А каков экономический эффект?

– Первым в 2015 году был «Овощкульт» – форум, который родился благодаря тому, что появилась федеральная программа компенсации 25% затрат на строительство тепличных комплексов. И мы, естественно, захотели, чтобы такие теплицы появились у нас. Первый же форум принес соглашение о строительстве крупного тепличного комплекса в Электростали, второй, через год, – в Кашире. Пять лет назад область по производству овощей занимала 38-е место в стране, в этом году надеемся войти в тройку лидеров. Затем был молочный форум, на котором договорились о сотрудничестве с вьетнамским концерном TH TrueMilk с объемом инвестиций в 500 млн долл. Сегодня в Волоколамском районе уже строятся их молочные фермы и даже завезены из Америки племенные коровы. Сейчас ведем переговоры с компанией «ЭкоНива» – это крупный российско-германский агропромышленный холдинг, который хочет построить в Ступине большой молочный комплекс. В прошлом году в области было произведено 640 тыс. т молока, в этом рассчитываем на 700 тыс. Думаю, и планка в 1 млн т нам под силу.

– А если говорить не о пищевой промышленности. Сможет ли Подмосковье стать известным автомобильным кластером, как об этом уже не раз заявляли представители вашего инвестиционного блока?

– Да, у нас есть такие планы. Mercedes свое производство в Солнечногорском районе практически достраивает. Буквально через неделю в Химках начнется строительство завода японского производителя грузовиков Hino. Производство пока небольшое, но сам факт прихода Hino в Подмосковье для нас важен. Потому что это очень высококачественные грузовые автомобили. У нас есть новый проект: совместно с федеральным правительством и научно-исследовательским автомобильным институтом НАМИ создадим в Дмитровском городском округе крупнейший испытательный центр, который будет заниматься исследованиями, разработкой и сертификацией автомобильной продукции для всей России. Любая машина, которая требует сертификации для российского рынка, будет проходить через наш центр. Мы готовы совместно инвестировать в этот проект 100 млн евро. Ведем переговоры и с другими автомобильными брендами, недавно вот были в Корее. Но о конкретных названиях говорить пока не хочу – как известно, деньги любят тишину.

– А Mercedes уже набрал сотрудников для работы на подмосковном заводе?

– Немцы – люди обстоятельные. Они этих сотрудников сами и готовят. В двух наших колледжах развернули работу, обучают порядка 300 человек. А в первом квартале 2019 года намерены выпустить первую партию автомобилей.

– Пересядет ли губернатор Подмосковья на Mercedes подмосковной сборки?

– Мы договорились: первый сошедший с конвейера автомобиль куплю я. Но не для себя. Подарю одному очень достойному жителю области. Точнее, жительнице, с которой познакомился во время одной из своих рабочих поездок по муниципалитетам. Большего не скажу, чтобы не портить сюрприз.

ЧИНОВЫЧИТАНИЕ

– Дайте оценку начатой вами административной реформе. Что изменилось после того, как большинство районов стали городскими округами?

– Изначально, напомню, у нас было 36 округов и столько же районов. Сейчас округов 56, районов 11. Первое и главное преимущество городских округов заключается в том, что крупный муниципалитет может реализовывать инвестиционные программы, неподъемные для маленьких поселений. Возьмем, например, Подольск и Климовск. Подольчане платили за воду одну цену, жители Климовска – другую, в два раза выше. Потому что в Подольске смогли модернизировать сети так, что это удешевило услугу, а Климовску денег хватало лишь на текущее содержание сетей. Как только мы объединили два муниципалитета в один округ, система водоснабжения стала единой и тарифы у всех пришли к одному знаменателю. То же самое с проездом в общественном транспорте. Был Наро-Фоминский район, и жители окраин, чтобы приехать в центр, платили тройную цену. Сейчас по всему Наро-Фоминскому городскому округу можно ездить по единому тарифу. И если посмотреть на рейтинг муниципалитетов, который мы обновляем каждые три месяца, то можно заметить: самые успешные, богатые, благополучные – это городские округа.

За пять лет чиновников в области стало в два раза меньше: вместо 24,7 тыс. – 11,8 тыс. человек

– Но многие жалуются, что вы лишили жителей возможности прийти со своей бедой в поселковую администрацию и...

– ...и услышать, что для решения беды нет денег или полномочий? Для оформления документов сейчас есть МФЦ. Для жалоб – портал «Добродел», соцсети, электронный почтовый ящик губернатора, в конце концов. И на каждой территории все равно остается представитель муниципальной власти. Только он теперь сидит один, без заместителей, секретарей и советов депутатов, которых надо кормить из бюджета. Административная реформа позволила сократить количество чиновников в Подмосковье более чем в два раза. Было 24,7 тыс., осталось 11,8 тыс. Сейчас у нас самое маленькое количество чиновников в стране – 15,8 человека на 1 тыс. жителей. И ежегодная экономия бюджетных средств, которые раньше тратились на содержание чиновников, – 1,7 млрд руб.

– Есть ли в области районы, которые по каким-то причинам не могут быть трансформированы в городские округа?

– Я считаю, что нет.

– И последний вопрос, который все чаще задает сама жизнь. Миллионы жителей области ездят на работу в Москву. Миллионы москвичей живут на дачах в Подмосковье. Вам не кажется, что Москва и Подмосковье давно уже не просто соседние субъекты Федерации, а единый народно-хозяйственный комплекс?

– Это очевидно. Возьми любую семью: родители живут в Москве, дети – в области. Или наоборот. Все взаимосвязано – и дачи, и общественный транспорт, и мусор... Конечно, у нас разные бюджеты, разные возможности, но мы с Сергеем Семеновичем посчитали, что слаженная партнерская работа даст жителям Московского региона больше преимуществ. Поэтому заключили соглашение о взаимодействии и наполнили его содержанием. К примеру, область отремонтирует дороги, ведущие к московским СНТ. А Москва обеспечит жителей расположенных рядом городов чистой водой из Мосводоканала.