Возьми газету бесплатно

Волоколамский край

Онлайн
трансляция

Яндекс.Погода

среда, 23 октября

пасмурно+12 °C

Сейчас в эфире

Первое Подмосковное радио - "Радио-1"

Онлайн трансляция

Она знает лекарство от самовыгорания!

05 окт. 2019 г., 9:22

Просмотры: 757


Инна Станиславовна Молоканова, учитель начальных классов Волоколамской школы-интерната

© Волоколамское ИА, Ирина ГОРЯЧЕВА

В педагогике 27 лет. В 2014 году стала победителем районного конкурса «Учитель года», участвовала в областном педагогическом конкурсе и вошла в десятку лучших учителей Подмосковья. Но важнее, наверное, другое. Она всё время в поиске – новых идей, методик, педагогических технологий, которые позволят лучше научить и подготовить к жизни своих воспитанников. 

Инна Станиславовна, Вы учите детей с особенностями развития. Это был ваш выбор?

- Как это часто бывает, всё произошло по воле случая, а потом стало делом жизни. После окончания Истринского педагогического училища я пришла работать в школу-интернат: сначала воспитателем, потом учителем.  И мне сразу достался класс ребят с особенностями развития. Методику обучения таких детей я постигала уже в школе. Моими наставниками были Н. И. Коняева, Н. В. Селивёрстова. У истоков этого направления работы в нашей школе стояла завуч Н. П. Богданова, которая объединила вокруг себя учителей-единомышленников.  Мы много  и многому учились у педагогов-новаторов, у своих коллег,  учимся до сих пор -  это непрерывный процесс.

- Теперь и вы имеете собственные педагогические наработки и приёмы и делитесь этим с коллегами. На каких площадках?

- Выступаю на педагогических семинарах, даю мастер-классы, открытые уроки. Приятно, когда мой опыт помогает не только учителям начальных классов, но и предметникам.  Однажды учитель русского языка сказала мне: «Я наконец-то поняла, как научить детей задавать вопросы».   

Появились и современные формы профессионального общения - педагогические интернет-сообщества, где я выкладываю свои уроки и рассказываю о своих педагогических находках, да и сама открываю для себя много нового и полезного, адаптирую интересные идеи коллег для своих уроков.  

- На чём основана ваша методика обучения малышей?

- Мы учимся по общеобразовательной программе «Школа России», как и все, но на уроках я использую различные коррекционные упражнения, которые помогают ребятам лучше её усвоить, а также развивают память, внимание, речь. Например, для усвоения большого текста мы с ребятами делаем памятки или изображаем его схематично. Они обязательно участвуют в разработке схемы! Использую взаимообучение, когда дети объясняют материал друг другу. Взяла на вооружение опыт учителей иностранного языка – интерактивные тетради, они развивают моторику, пробуждают интерес к учёбе. Изучили тему – заполнили тетрадь.  Но основа моей работы с детьми – индивидуальный подход. Я знаю особенности и способности каждого ребёнка и подбираю соответствующие задания.  

- Чему вы должны научить детей к моменту перехода в среднюю школу, ваша педагогическая задача?

- Дети должны освоить обычную общеобразовательную программу, расширить свой кругозор. Из специфических задач – вместе с логопедом и психологом я должна помочь им развить память, внимание, усидчивость, поставить грамотную речь. Должна научить общаться со сверстниками и взрослыми. Каждый ребёнок – это индивидуальность и уже в первом классе понимаешь, какой к нему нужен подход. 

Я интересуюсь, как складывается жизнь  моих учеников. Это не только человеческий интерес, но и профессиональный. Таким образом я корректирую и свою работу. Более способные ребята уходят дальше учиться в обычные школы, я рекомендую это родителям, хоть такой шаг не всегда легко им даётся. Но аргумент у меня веский – у ребёнка будет стимул достичь большего. Мои ученики уходят и в гимназию, хорошо успевают, учатся дальше, получают профессию, одна девочка, например, поступила на бюджет в МВТИ им. Баумана.       

- У вас есть и другой профессиональный опыт - вы помогали учителям осваивать технические новшества. Расскажите!

- Школы в последние годы  оснащаются современным оборудованием, но не все учителя в силу разных причин смогли самостоятельно научиться работать с компьютерами, интерактивными досками, электронными микроскопами и другими новшествами. Нередко  это оборудование лежало в школах мертвым грузом. Чтобы помочь учителям начальных классов, было решено создать районную творческую группу «ИКТ – мастерская учителей начальных классов», которую мне доверили возглавить.  В группе обучалось 25 человек. Это не было обучением в традиционной форме «учитель – ученики». Распределив темы занятий,  мы делали презентации и  учили друг друга. Я также показывала открытые уроки с использованием современных технологий.

- Учителям, врачам знакомо такое состояниепрофессиональное самовыгорание. 27 лет в школе, вам знакомы его симптомы?

- Во-первых, нужно ясно понимать: педагогика - это образ жизни, школа отнимает даже личное время. Я не пользуюсь старыми конспектами, каждый учебный год  готовлюсь к урокам заново, хотя материал знаю наизусть. Но дети  - каждый раз разные. Новые технологии – это новые возможности и новые вариации уроков.

Я не знаю наверняка заранее, как пойдёт на уроке то или иное новшество, нужно быть готовым что-то подкорректировать, от чего-то отказаться и искать новое. 

Я не знаю, как у других педагогов, но у меня один день не похож на другой, новый урок – новые ответы и реакция детей.  Просто это нужно чувствовать!