Волоколамский край

Онлайн
трансляция

Яндекс.Погода

среда, 20 июня

ясно+18 °C

Сейчас в эфире

Первое Подмосковное радио - "Радио-1"

Онлайн трансляция

О былом. Дневник волоколамского краеведа (ЧАСТЬ 2)

19 февр. 2018 г., 15:02

Просмотры: 594


«ВК» продолжает публиковать дневник известного волоколамского краеведа, Почетного гражданина Волоколамского района Вячеслава Широкова «Взгляд в прошлое:записки краеведа», в котором автор рассказывает об истории Волоколамска и деревень Волоколамского района, вспоминает интересных людей, с которыми ему довелось общаться, рассказывает о знаковых фигурах и событиях в истории волоколамского края

Мы, утишевские мальчишки и девчонки, учились в Детгородковской средней школе, находившейся на территории Иосифо-Волоцкого монастыря.

Осенью 1918 года в скиту монастыря была открыта школа 2 ступени. В начале 1920 года после закрытия монастыря школу перевели в братский корпус, где она находилась до 1989 года.

В 1920 году на территории монастыря был открыт детский дом, который вместе со школой составляли единый учебно-воспитательный комплекс. Он назывался Детский городок, отсюда и название школы – Детгородковская.

В 1989 году в связи с передачей монастыря Русской Православной церкви в селе Теряево была построена новая школа.

* * *

В школу мы выходили из дома в 7 утра, а возвращались в 16 часов. В день мы проходили по 10 километров. Буфета в школе не было, поэтому на обед мы брали с собой пол-литровую бутылку молока и половину буханки хлеба. В школу шли сначала километра два по лесу, настоящему, глухому. В этом лесу в ноябре-декабре 1941 года действовала группа подрывников волоколамского партизанского отряда под командованием Ильи Николаевича Кузина, впоследствии Героя Советского Союза.

На лесной дороге мы видели подорвавшиеся на партизанских минах фашистские машины. И тогда у меня возникла мысль более подробно узнать о Кузине.

Утишевский лес был красив и богат грибами. Возвращаясь из школы осенью, мы собирали грибы. Было даже негласное соревнование, кто больше соберет белых и подосиновиков. Я не случайно пишу о красоте этого леса в прошедшем времени. Сейчас он вырублен. Местность представляет собой ужасную картину, будто здесь прошел огромной мощности ураган, как это случилось в 1479 год, когда Иосиф Волоцкий и удельный князь Борис Васильевич искали место для закладки монастыря. Там, где в 1479 году прошел «вихрь страшной силы, даже лес ломающей», стоит вот уже более пяти веков «град Китеж» - Иосифов монастырь. А что будет в лесах, который варварски уничтожен не стихией, а человеком!?

* * *

В Детгородковской школе нас учили прекрасные учителя, многие из них остались в моей памяти навсегда. Удивительным человеком был Алексей Иванович Соколов, учитель истории и зав учебной частью, а с 1958 года – директор школы. Он был историком по образованию и краеведом по призванию. Прекрасно знал историю монастыря, был настоящим летописцем древней волоцкой земли. Его очерки и статьи печатали в районной и центральной прессе. Свои знания об истории родного края, где он прожил более 70 лет, Алексей Иванович передавал своим ученикам. С учениками ходил в походы по памятным местам. Вместе собирали старинные предметы быта, орудия труда. Все находки стали основой школьного краеведческого музея. Наш музей одним из первых школьных музеев в области получил звание народного. А. И. Соколову было присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР».

* * *

11 февраля 2012 года в Детгородковской школе была установлена памятная доска к 100-летию со дня рождения Соколова. На открытие доски собрались коллеги замечательного учителя, его ученики. Присутствовал на мероприятии глава района В. Н. Карабанов. «Я не знал Алексея Ивановича лично, - сказал Вячеслав Николаевич, - но его дела говорят сами за себя. Он хранил школу изо всех сил, какие бы трудные не были времена, и вырастил плеяду известных и заслуженных людей района».

1.jpg

А. И. Соколов - был участником Великой Отечественной войны. Его ратный труд был отмечен орденами Отечественной войны 1 и 2 степеней и другими наградами. Он начал войну в должности командира взвода связи, а закончил начальником связи стрелкового полка. Демобилизовался в звании гвардии майора.

Военную форму гвардии майора запаса Соколова довелось носить и мне. В 10 классе мы ставили спектакль по пьесе С. Михалкова «Я хочу домой». Она рассказывала о судьбе советских детей, угнанных в фашистскую Германию. Я играл роль майора Дружинина, для этого и понадобилась майорская форма.

С нами в классе училась приемная дочь Алексея Ивановича Людмила, она и принесла форму в школу. Артисты на переменке попросили примерить форму. Мы так увлеклись, что не заметили, как в классе появился Алексей Иванович. Увидев меня в своей форме, он дружелюбно сказал:

 - Статный майор! Форма тебе к лицу, вот и оставайся в ней целый урок. Входи в роль!

На уроке он добавил:

- Вот что, товарищ гвардии майор, выходи к доске и отвечай на вопросы домашнего задания!

Спектакль, поставленный на школьной сцене, а затем показанный в сельском клубе, прошел успешно. Спектакль мы готовили под руководством нашего классного руководителя, преподавателя русского языка Надежды Александровны Пасхиной. Она была чутким и отзывчивым педагогом, для многих учащихся она была, как мать.

В нашем классе училось много ребят из детского дома: отцы погибли на фронте, матери умерли или погибли от рук фашистов. Наш класс был одной семьей, не было разделения на домашних и детдомовских. И в этом была большая заслуга Надежды Александровны.

* * *

2.jpg

Директором школы был Виктор Васильевич Тагунов. Он был очень скромным человеком. Преподавал географию в средних классах. Любил пошутить над неправильными ответами учеников. К каждому ученику он находил свой подход. Со всеми ребятами разговаривал на равных. Но в тоже время был строг с нарушителями дисциплины.

В нашем классе учился Виктор Егоров. Его поведение иной раз не вписывалось в правила внутреннего распорядка школы. Однажды на уроке Витя не смог ответить на вопрос Виктора Васильевича.

 - Хоть ты и мой тезка, Витя, а двойку мне поставить тебе придется, - сказал учитель.

И тут же спросил:

 - А почему домашнее задание не подготовил?

- Матери на работе помогал, поздно домой пришел.

 - Где мать работает?

 - В забегаловке, - смутился Витька.

- Давно живу в Теряеве, но о таком учреждении не знаю! – улыбнулся Тагунов.

- Виктор Васильевич, да кто ж ее не знает, туда ж все мужики после работы заходят, - оживился Витька.

- Вот что, тезка, матери помогать надо, но и уроки учить надо, - подвел итог учитель.

После этого разговора Егоров приходил с выученным уроком.

* * *

Ботанику, химию, биологию преподавала Елена Павловна Воскресенская. Знания она оценивала двумя оценками - «пять» и «единица». Ученику, отвечавшему плохо, она говорила:

 - Тебя, дружок, родители обули, одели, накормили и учиться отправили, а ты сидишь и пищу перевариваешь. Садись, дружок, я тебе «колышек» ставлю.

И Елена Павловна ставила в дневнике «единицу» в виде галочки, которую легко можно было исправить на «четверку», что мы и делали. Она нашу хитрость разгадала и стала писать оценку прописью и цифрой. «Кол» она ставила тем, кто, по ее выражению, это заслужил.

Летом под ее руководством мы проводили опыты по ботанике на пришкольном участке. Наблюдали за ростом овощей и других сельскохозяйственных культур. Мы должны были уже в школьном возрасте, как говорила наша учительница, отличать свеклу от редьки. Класс был поделен на бригады. Летом каждая бригада по графику занималась прополкой грядок на школьном участке. С этого участка мы получали хорошие урожаи. Школа получала призовые места на районных сельскохозяйственных выставках.

* * *

5 марта 1953 года радио принесло скорбную весть. Умер Сталин. На глазах многих взрослых мы видели слезы. Люди задавали один и тот же вопрос: что будет со страной, как будем жить без Сталина?

С именем И. В. Сталина в годы войны шли в бой. Военное поколение восприняло для себя смерть вождя, как страшный удар. И, конечно, настроение взрослых отражалось на детях.

Пионерский актив школы, председатели советов пионерских отрядов несли вместе с учителями траурную вахту у портрета Сталина, обрамленного черной лентой и установленного в спортивном зале.

Спустя ровно три года в марте 1956 года собрали комсомольский актив вместе с учителями - членами КПСС и зачитали письмо ЦК КПСС «О культе личности и его последствиях». Покидали мы собрание с раздвоенными чувствами. Из учебников и бесед с учителями мы знали: Сталин был мудрым, гениальным. И вдруг… Конечно, это не укладывалось в голове.

* * *

22 июня 1957 года мы получили аттестаты об окончании школы. Незаметно пролетели 10 лет учебы. Больше 60 лет прошло с тех пор, но когда приезжаю на свою малую родину, в Теряево, всегда вспоминаю школьные годы.

Сегодня Детгородковская школа носит имя Семена Михайловича Лобова, адмирала флота. Он родился в деревне Смольниково в 1913 году. В 1937 году окончил Ленинградское высшее военно-морское училище им. Фрунзе. В 1939-46 годы был помощником командира и командиром эсминца. Участник войны с Японией (1946 год). После войны командовал дивизионом эсминцев. С 1961 года - первый заместитель командующего, а в 1964-72 годах - командующий Северным флотом. С 1972 г. – помощник начальника Генштаба Вооруженных Сил СССР по военно-морскому флоту.

Lobov.jpeg

В 1981 году Детгородковской средней школе и одной из улиц села Теряево было присвоено имя С. М. Лобова.

 

Похожие новости